Телекоммуникации в Санкт-Петербурге: Искривление номера


Несмотря на немногочисленность абонентов с прямыми номерами, они остаются любимыми клиентами сотовых операторов. На абонентской плате за прямые номера 170–185 руб. в месяц “Мегафон” зарабатывает более $1 млн в месяц. А “Вымпелком” продает прямые номера за 5 у. е. и выше, абонентская плата за них составляет $3–4 в месяц. “Именно такие высокодоходные подписчики абонентской платой повышают ARPU оператора”, – говорит директор “Недели сотовых технологий” Денис Кусков.

В Петербурге операторы стандарта GSM стали продавать “кривые”, федеральные номера в 2001 г. Такие номера быстро завоевали популярность, поскольку в результате ценовых войн на многих тарифах для федеральных номеров, например, отменялась абонентская плата, а стоимость эфирного времени была ниже, чем для городского. Со временем число абонентов прямых номеров снижалось, и к 2005 г. их было не больше 3% из 125,8 млн жителей России, которые, по данным исследовательской компании ACM-Consulting, пользовались услугами сотовой связи. По данным Мининформсвязи, в 2005 г. в России насчитывалось 3 млн абонентов с прямыми сотовыми номерами. На Северо-Западе доля прямых номеров, по данным информационно-аналитического агентства “Неделя сотовых технологий”, составляет около 5% от общей базы всех сотовых операторов.

Но теперь процент таких абонентов может сократиться. С 1 января 2006 г. вступили в силу Правила присоединения сетей электросвязи, по которым сотовый оператор может предоставить абоненту лишь федеральный номер. Прямые семизначные номера по новым правилам принадлежат операторам фиксированной связи, с которыми сотовикам придется заключать специальные соглашения о переадресации. Но пока с начала 2006 г. ни одного такого соглашения не заключено, отмечают участники рынка.

Основным поставщиком семизначных номеров для сотовых операторов был “Петербург Транзит Телеком” (ПТТ). Кроме того, МТС покупала номера у “ПетерСтар”. “Дельта Телеком”, развивающая сеть “Скай Линк”, также продавала давно полученную у “Северо-Западного Телекома” номерную емкость. С вступлением в силу новых правил “Дельта” остановила подключение абонентов на семизначные номера. В пресс-службе компании это объясняют “законопослушностью”. GSM-операторы реализуют прямые номера только в собственных офисах продаж. У “Вымпелкома” в запасе еще 30 000–40 000 прямых номеров, полученных в свое время у ПТТ, утверждает глава “Вымпелкома” на Северо-Западе Андрей Елисеев. В МТС не говорят, сколько прямых номеров осталось в распоряжении оператора. Однако до оформления соответствующих соглашений компания приостановила продажу прямых номеров через дилеров, сообщил глава МТС на Северо-Западе Иван Золочевский.

Проблем с прямыми сотовыми номерами на Северо-Западе избежал лишь “Мегафон”, у которого есть лицензия на фиксированную связь. Коммерческий директор “Мегафона” на Северо-Западе Николай Деменчук говорит, что компания не испытывает дефицита номеров, поэтому их продажи не ограничивала.

Сотовые операторы хотят как можно скорее урегулировать свои отношения с фиксированными операторами. “Мы рассчитываем на скорейшее разрешение ситуации”, – говорит Андрей Анисимов, директор петербургского филиала “Вымпелкома”.

Однако ПТТ, которой принадлежит самый большой ресурс городских номеров, не спешит предоставлять их сотовым операторам. По словам гендиректора ПТТ Андрея Васильева, подписание новых соглашений о выделении дополнительной номерной емкости пока не планируется.

В “ПетерСтар” не видят инициативы по заключению новых соглашений со стороны сотовых операторов, сообщила пресс-служба компании. А в СЗТ заявили, что готовятся к сотрудничеству с сотовыми операторами по новым правилам.

Владельцы номеров медлят, потому что не получили от регулятора разъяснений, как теперь заключать соглашения с сотовыми операторами, заявил представитель одного из фиксированных операторов на условиях анонимности.

На каких условия сотовые операторы работали с фиксированными до сих пор, ни те ни другие не говорят. “Отношения с каждым из сотовых операторов имеют свои особенности – в виде объемов задействованной нумерации, структуры трафика и потребности в дополнительных услугах, что требует индивидуального подхода к изменению схемы взаимодействия”, – говорит Васильев. А в перспективе, по его словам, возможны два варианта сотрудничества. ПТТ может стать поставщиком нумерации для абонентов сотовых сетей, которые будут продавать городские номера как ее агенты, полагает он. В противном случае сотовым операторам придется строить собственную фиксированную сеть и подписывать с ПТТ договор на присоединение и пропуск трафика, добавляет он.

Первый вариант более приемлем для некоторых сотовиков. Например, по словам гендиректора “Дельта Телеком” Геннадия Голанта, его компания рассматривает возможности сотрудничества с операторами фиксированной связи на агентских условиях.

Эксперты считают, что у фиксированных операторов появилась возможность влиять на ценовую политику сотовиков. “Теперь фиксированный оператор сможет диктовать сотовым игрокам условия и стоимость подключения к прямым номерам”, – добавляет старший консультант iKS-Consulting Оксана Панкратова. Кусков из “Недели сотовых технологий” согласен, что цены взаиморасчетов между фиксированными и сотовыми операторами в этом году могут измениться. Однако цена номера для конечного абонента скорее всего не изменится, считает он. С Кусковым соглашается и Анисимов.