Телекоммуникации в Санкт-Петербурге: Телефонам тесно


Сеть “Цифроград”, которую с 2003 г. начал развивать московский импортер сотовых телефонов – компания “Северен”, в июле 2005 г. пришла в Северную столицу, продав франшизу местным компаниям “Техносвязь”, “Телеком поинт” и KS Group.

А сеть бытовой техники “Эльдорадо” открыла в 2005 г. в Петербурге шесть салонов сотовой связи под собственной маркой, сообщила “Ведомостям” директор по рекламе “Эльдорадо” Татьяна Ивакина. Еще 60 салонов планируется открыть в 2006 г. Сеть “Телефон.Ру” до открытия первого магазина в 2004 г. занималась торговлей через Интернет. Сейчас под этой маркой работает 24 магазина в Петербурге. Комментировать развитие сети представители компании отказались. Также компания “Эксперт-ритейл”, торгующая бытовой техникой, разрабатывает планы по открытию сети салонов связи под одноименным брэндом. Гендиректор “Эксперт-ритейла” Кирилл Новиков говорит, что таким образом компания хочет повысить узнаваемость своего основного брэнда.

“Торговать сотовыми телефонами до сих пор не пробовал только ленивый”, – говорит директор по развитию компании “Бекар” Игорь Горский. По его словам, салоны сотовой связи отличает “очень простая организация бизнеса и гарантированный доход”. Показателем финансового благополучия этого сектора он считает возможность арендовать наиболее дорогие торговые площади в центре города. “К примеру, филиал “Евросети” на Невском проспекте смог потеснить только филиал Райффайзенбанка. Все остальные арендаторы, включая бутики одежды и ювелирных изделий, не смогли перебить их ставку”, – говорит Горский.

Менеджер проектов консультационной компании “Астера Онкор” Ольга Комарова называет салоны связи серьезными конкурентами для прочих арендаторов в борьбе за торговые площади. Как правило, операторы запрашивают помещения в торговых центрах площадью 30–60 кв. м и готовы платить за них самые высокие ставки – $50–60 за 1 кв. м в месяц, а иногда и до $100 за 1 кв. м в месяц.

По оценке Эльдара Муртазина из Mobile Research Group, стоимость открытия одного салона варьируется в пределах $30 000–50 000, а самый долгий срок окупаемости составляет 12–14 месяцев. “В Петербурге в зависимости от расположения салона срок окупаемости может составлять 8–9 месяцев”, – говорит Муртазин.

“Благодаря операторам связи, которые все время стимулируют спрос, придумывая новые тарифы и услуги, рынок мобильной связи и связанных с ней товаров не так ограничен, как прочие рынки потребительских товаров, – говорит Комарова из “Астера Онкор”. – Такая ситуация выгодна не только операторам связи, но и салонам связи, которые зарабатывают и на продаже телефонов, и на продаже услуг сотовых операторов”.

Однако такое внешнее благополучие будет длиться недолго, считают эксперты и сами участники рынка. Гендиректор “Эксперт-ритейла” Кирилл Новиков ожидает, что в 2006 г. рост российского рынка продаж сотовых телефонов в денежном выражении снизится втрое – с 30% (показатель 2005 г.) до 10%. А бывший директор петербургского филиала “Евросети” Константин Левин говорит, что показатели роста рынка начали разочаровывать уже в прошлом году. По оценкам “Евросети”, в 2006 г. рынок вырастет на 5% по количеству проданных телефонов и на 25% в денежном исчислении.

Петербургский рынок прошел уровень, когда на 5000 жителей приходится один салон сотовой связи, теперь можно говорить об оптимизации бизнеса, которая может привести к закрытию низкорентабельных магазинов, объясняет прогнозы операторов аналитик Муртазин.

Старший консультант департамента исследований и консалтинга компании Colliers International Николай Казанский говорит, что пока темпы развития сетей, торгующих сотовыми телефонами, заметно опережают другие сегменты ритейла. Однако и он прогнозирует вытеснение мелких игроков. “За счет их поглощения в ближайшие два-три года рынок на 80% будет поделен между 5–7 крупнейшими компаниями”, – отмечает Казанский.

А директор по маркетингу дистрибуторской компании “Северен” Андрей Набатчиков считает, что сокращения количества игроков можно ждать уже в этом году. “Рынок Петербурга находится на пике конкурентной борьбы. В результате игроки, не способные работать длительное время в убыток или компенсировать эти расходы за счет других регионов, уйдут с рынка”, – говорит Набатчиков.

“Пять лет назад я продавал один телефон в день и жил как король. Сейчас наценки очень сильно снизились, такими продажами уже ничего не окупишь”, – говорит владелец небольшого магазина Дмитрий Тарабыкин. Многие его коллеги вынуждены были уйти из бизнеса. Тарабыкину пришлось расширить ассортимент и наряду с сотовыми телефонами продавать стационарные, а также цифровую технику – фотоаппараты и плейеры.

Тарабыкин признается, что страдает от конкуренции с крупными игроками. “Сети занимают лучшие площади в людных местах. Для такого небольшого предприятия, как мое, покупка или даже аренда вблизи, например, вокзала слишком дорога. А торговые центры не сдают площади одиночным фирмам, – говорит предприниматель. – И нет никаких гарантий, что через месяц в 20 метрах от тебя не откроется магазин “Евросети”. Цены у них те же самые, но покупателей гораздо больше из-за рекламы”.