“Восьмерка” и энергобезопасность: Ратифицировать хартию


В прошедшую пятницу министр финансов России Алексей Кудрин в контексте предстоящей на тот момент встречи министров финансов “восьмерки” и обсуждения на ней вопросов энергетической безопасности – одной из главных тем на период председательства России в G8 в 2006 г. – заявил, что Россия готова ратифицировать Договор к Энергетической хартии (ДЭХ), но пока не может указать точную дату.

Совпадение приоритетов

Тема энергетической безопасности, заявленная Россией в качестве приоритетной на период своего председательства в “восьмерке”, и приоритеты Энергетической хартии, в которой Россия по объективным причинам является одним из ключевых членов, совпадают. Для Энергетической хартии вопросы обеспечения энергетической безопасности всегда являлись, по сути, основным направлением деятельности.

Международная энергетическая безопасность в долгосрочном плане зависит от инвестиций в энергетику. ДЭХ является на сегодня единственным в мире многосторонним межгосударственным соглашением о защите и поощрении инвестиций в энергетике на всем протяжении цепочки энергоснабжения – от поисков и разведки энергоресурсов до их конечного использования в рамках широкой сферы охвата, включающей энергетические материалы и продукты и энергетическое оборудование.

В краткосрочном плане энергетическая безопасность зависит от непрерывности поставок в условиях растущего трансграничного характера энергетических потоков и усиления роли транзита энергии. Статья 7 ДЭХ “Транзит” и особенно проект не завершенного пока Транзитного протокола формируют уникальную правовую базу обеспечения транзита энергии в рамках стационарной инфраструктуры по ее транспортировке и идут в этой связи дальше положений ВТО, на которые опирается торговый раздел ДЭХ.

На сегодняшний день подписанная в 1991 г. политическая декларация – Европейская Энергетическая хартия – является единственным документом, устанавливающим общие подходы к обеспечению энергетической безопасности, который подписали все государства “восьмерки”, включающей как крупных экспортеров энергии (Канаду, Россию, Великобританию), так и ее импортеров (Францию, Германию, Италию, Японию, США). Это означает наличие готового рецепта для “восьмерки” – в течение 15 лет Энергетическая хартия является не гипотетической, а общей существующей на практике платформой для развертывания сотрудничества стран G8 в энергетике – ничего и не надо изобретать заново.

Взаимозависимость производителей и потребителей

Энергетическая безопасность обычно понимается как постоянное обеспечение адекватных, надежных, непрерывных поставок энергии по приемлемым ценам в краткосрочной и долгосрочной перспективе. Она может быть обеспечена только в контексте правильных инвестиционных решений.

Обеспечение поставок энергии означает формирование широкомасштабной, разветвленной, капиталоемкой и в основном стационарной инфраструктуры. Процессы интернационализации и глобализации энергетического бизнеса увеличивают длину и трансграничный характер энергетических цепочек. Растут капиталоемкость энергетических проектов и риски, связанные с их осуществлением, повышаются роль и значение инструментов минимизации этих рисков.

Потребители и производители энергии взаимозависимы и связаны не только потоками произведенной энергии, но и инвестициями, необходимыми для производства, переработки/преобразования, транспортировки и потребления этой энергии. Обеспечение надежности энергоснабжения означает обеспечение большей безопасности для инвесторов и их инвестиций. Энергетический цикл, будь то на уровне отдельной компании, страны, региона или на глобальном уровне, включает в себя цепочку инвестиционных проектов (все более международных по своему характеру) и предусматривает принятие инвестиционных решений с присущими им рисками и платой за риск.

Минимизация рисков

Основным инструментом сокращения рисков поставки является диверсификация энергоснабжения, которая предоставляет потребителям возможность выбора поставщиков и, наоборот, поставщикам – потребителей. Диверсификация означает новые инвестиции. Поэтому международная энергетическая безопасность в долгосрочной перспективе зависит от международных инвестиций, управления рисками таких инвестиций, их минимизации.

Многие новые проекты расположены в отдаленных, труднодоступных районах с отсутствующей инфраструктурой. Их освоение связано с высокими рисками, снижение которых требует создания международных консорциумов. В результате инвестиции становятся все более международными по своему характеру. Сегодня долговое (проектное) финансирование стало одним из ключевых инструментов реализации крупных капиталоемких энергетических проектов. Ниже риски – ниже цена привлечения заемных средств с международного рынка капитала, выше конкурентоспособность этих проектов на мировом рынке, их привлекательность для инвесторов.

Основной риск для безопасности энергоснабжения в долгосрочной перспективе состоит в возможности принятия неверных инвестиционных решений. С этой точки зрения правильная энергетическая политика – это политика в поддержку развития открытого и конкурентного глобального энергетического рынка, который обеспечивал бы ясные рыночные сигналы для принятия правильных инвестиционных решений.

Энергетическая хартия

Производители и потребители рассматривают меры по защите и стимулированию инвестиций как инструменты повышения своей энергетической безопасности. Это означает адекватный, благоприятный инвестиционный климат – законодательство, отражающее баланс интересов государства и инвестора по всей стоимостной цепочке – от добычи до конечного использования энергоресурсов.

На современном этапе развития энергетических рынков международно-правовые инструменты стали одним из наиболее рентабельных (в системе “затраты – результат”) способов обеспечения энергетической безопасности посредством адекватных мер защиты и стимулирования инвестиций. Многосторонние инструменты являются с этих позиций более эффективными, чем двусторонние. ДЭХ, объединяющий 51 государство Евразии и формирующий единое правовое пространство для осуществления инвестиционной деятельности в энергетике на территории входящих в него государств, эквивалентен 1275 соответствующих двусторонних инвестиционных договоров.

Главная цель процесса Энергетической хартии (как международного политического форума) и ДЭХ (основного правового инструмента этого процесса) – развитие открытого и конкурентного энергетического рынка (ст. 3 ДЭХ). Формирование такого рынка – с ясными сбалансированными правилами игры – в современной глобальной экономике имеет ключевое значение для стабильности международных потоков энергии и капитала и для обеспечения адекватного устойчивого снабжения энергией по приемлемым ценам, т. е. для обеспечения международной энергетической безопасности.

Изложенное создает дополнительные предпосылки для успешного завершения в 2006 г. Транзитного протокола (зависит в первую очередь от завершения двусторонних консультаций Россия – ЕС) и скорейшей ратификации ДЭХ Россией, что явилось бы достойной кульминацией ее председательства в “восьмерке” и дополнительным вкладом моей страны в укрепление международной энергетической безопасности.