Чувствуйте разницу


Гендиректор Экономико-правовой школы ФБК Сергей Пятенко вспоминает, как пару лет назад он и его коллега отправились на одно из предприятий Череповца проводить семинар среди тамошних бухгалтеров: “За обедом на столе неожиданно появилась бутылка водки, которую предполагалось выпить на троих. Главный бухгалтер, зная, что потом мы должны будем выйти на трибуну и рассказать, чем отличается МСФО [международные стандарты финансовой отчетности] от российского бухучета, не рассматривал такую ситуацию как экстремальную”. “Не придерживаться местных обычаев можно, но кто будет общаться с белой вороной?” – говорит он.

Ольга Дашевская, управляющий партнер агентства бизнес-коммуникаций PR Inc, работавшая ранее заместителем генерального директора агрохолдинга “Русагро”, о посещениях российской глубинки хранит приятные впечатления. По ее мнению, люди в регионах предприимчивы и на зависть любому начальнику столичного департамента хватки. “Помню, как года четыре назад в Белгородской области руководство местной компании взялось бороться с кротами на полях. Отлавливать их нужно было вручную, и местные подростки, будучи не прочь подзаработать, с удовольствием взялись за эту работу. Вскоре они вошли во вкус и вместо ловли организовали оборот кротов. За одного крота получали “бонус” по два-три раза”, – рассказывает Дашевская.

Представители московских компаний обращают внимание и на другую особенность местных характеров: в провинции, на их взгляд, людям свойственно более спокойное отношение к проблемам. “Скорость принятия решений у коллег в регионах на порядок ниже, чем у москвичей”, – отмечает Руслан Шатохин, HR-директор инвестиционного банка “Траст”. “Иногда просишь устранить ошибку за два дня, тебя заверят, мол, все будет сделано, а приезжаешь через два-три месяца и обнаруживаешь, что дело с мертвой точки не сдвинулось”, – сетует директор по продажам группы компаний “Русский алкоголь” Олег Пустовалов, полагая, что все дело в “низком профессиональном уровне”. Впрочем, Дашевская с ними не согласна. “Если, к примеру, им нужно выбить из центрального бюджета деньги, они вне очереди пройдут и кипу всех нужных справок предоставят”, – рассказывает она.

“Бизнесмены в регионах, может, и не используют столько модных бизнес-понятий, и любят, когда с ними разговаривают простым человеческим языком, но при этом очень быстро схватывают новые идеи, подходы и технологии, которые приносят конкретный результат”, – говорит управляющий партнер консалтинговой компании AMT Consulting Group Руслан Никифоров, отмечая, что заносчивость москвичей зачастую становится серьезным препятствием к выстраиванию эффективных партнерских отношений.

Cеверо-Западный регион России тяготеет к скандинавской модели ведения бизнеса, при которой большое значение имеют неформальные человеческие отношения, Москва и Урал – к американской, с четко выраженными административными связями, а юг России – это что-то близкое к итальянской многословности и русскому казачеству, считает Сергей Пятенко из ФБК. По его мнению, разница присутствует и в скорости освоения передовых технологий менеджмента. “В этом плане, к примеру, Санкт-Петербург отстает от Москвы в среднем на четыре года, другие крупные российские города – Самара, Нижний Новгород, Челябинск, Пермь, Екатеринбург и т. д. – лет на шесть, а среднекрупные и вовсе на 7–10 лет”, – говорит он.

В регионах отношение к “столичным штучкам” неоднозначное. Сергей Коростин, гендиректор станкостроительного предприятия “Гризли” в г. Волжском (Волгоградская обл.), рассказывает, что в ближайшее время его фирма собирается открывать дилерский центр в Москве. “В столице основная масса людей ушла в сферу маркетинга, IT и торговли, а нам в силу производственной специализации предприятия требуются прежде всего технически подкованные работники. При этом москвичи очень избалованны: если в других городах мы платим профессиональным сейлз-менеджерам $400–500, то в Москве будем вынуждены тем же специалистам платить не меньше $1500”, – говорит он.

“В регионах предприниматели каждый день добиваются результата, строят свой бизнес делами, а не словами, а в Москве все больше озабочены сохранением собственной значимости и власти”, – считает Руслан Никифоров. “В провинции много патриотов – здесь работают настоящие трудоголики”, – поддерживает его директор краснодарского филиала авиакомпании “Сибирь” Николай Ратушный.

Радион Сафин, директор санкт-петербургской компании “Радэкс”, производящей рыбные полуфабрикаты, отмечает, что при поиске партнеров по бизнесу трудности возникают не только в Москве. В других регионах, например на Дальнем Востоке, в рыбном бизнесе процветает криминал, что заставляет прибегать к жестким методам контроля, а на Урале люди, напротив, искренни, открыты и в какой-то степени непрактичны, отмечает он. “Специфика регионального бизнеса в том, что в нем по-прежнему большую роль играет взаимовыручка и персональные предпочтения, а в Москве люди все больше придерживаются западной модели и ожидают конкретного результата от работы с коллегами, разграничивая деловые и личные отношения. Как говорили в “Крестном отце”, nothing personal, just business [ничего личного, только бизнес]”, – добавляет Артем Минаев, PR-менеджер компании “Вымпелком” в Северо-Западном регионе. “Если не учитывать разницу менталитетов разных регионов при освоении новых ареалов для бизнеса, это может обернуться ошибкой – несмотря на то что в целом регионы стремятся к освоению западных стандартов управления, национальный колорит в тех или иных его проявлениях будет присутствовать всегда”, – считает Пятенко из ФБК.