ЦИФРА НЕДЕЛИ: $56 млрд. Нашествие


Разбогатевшие компании из развивающихся стран обосновываются на Западе. В 2005 г. они потратили на покупку европейских компаний $42 млрд, а американских – $14 млрд. В сумме это в 2,5 раза больше, чем в 2004 г.

Приход новичков стал оформляться в тенденцию в последние пару лет. Одна из причин – приток в развивающиеся страны больших денег. Многие из них экспортируют сильно подорожавшие сырьевые товары. Кроме того, быстрый рост экономики этих стран привлек на их рынки акций и облигаций многих международных инвесторов, в результате чего сильно снизилась стоимость заемного капитала.

Но не только легкие деньги подпитывают зарубежную экспансию. И здесь особенно показателен пример азиатских технологических компаний. Годами они “не высовывались”, производили себе электронику и бытовую технику по заказам западных компаний и между тем накопили капитал, ноу-хау, сформировали производственную культуру. И теперь с уверенностью начали скупать дорогие западные брэнды: в сочетании с низкозатратной производственной и сборочной базой это позволит им потеснить лидеров рынка. IBM уже невыгодно выпускать персональные компьютеры, и она продала этот бизнес китайской Lenovo. Тайваньская BenQ теперь производит телефоны под маркой Siemens, а китайская TCL – под маркой Alcatel. Китайская Haier построила в Северной Каролине завод по производству холодильников, и министр торговли штата Боб Фэйт назвал ее “китайской General Electric”. В 2005 г. Haier пыталась купить американскую Maytag, производящую популярные пылесосы Hoovers, да не хватило денег противостоять Whirlpool. Индийская Wipro, в которую раньше лишь передавали на аутсорсинг производство программного обеспечения и ИТ-услуги, теперь работает в 35 странах, а в 2005 г. купила европейскую и американскую компании. И, имея резервы в $718 млн, не собирается останавливаться.

Чего может добиться на западном рынке Россия, утонувшая в нефтедолларах? Гарантировать энергетическую безопасность стран “большой восьмерки”? Но при нынешней политике “Газпрома”, не предполагающей масштабные инвестиции в разработку новых месторождений, уже к 2010–2012 гг. газа, по прогнозам экспертов, не хватит даже для внутреннего рынка. И зачем тогда “Газпрому” нужна будет британская Centrica, если он не сможет ей поставить голубое топливо? Хорошо хоть есть свои Кулибины: АФК “Система” и телекоммуникационные структуры “Альфа-групп”, с нуля построившие свой технологический бизнес, активно внедряются на рынки ближнего и дальнего зарубежья.