ФИЛЬМЫ РОССИЙСКОГО ПРОКАТА: Что скрывается в полумгле


“Ночной дозор” (Россия, режиссер Тимур Бекмамбетов, звезды – Алексей Чадов, Валерий Золотухин, Владимир Меньшов, Константин Хабенский, Илья Лагутенко) – довольно забавный эксперимент, который решили устроить авторы “Ночного дозора”. Выпуск в российский прокат перемонтированного для западного зрителя фильма вроде бы затея дурная. Чего ради наша публика должна ломиться в сущности на тот же самый фильм, из которого, впрочем, убрали музыку “Уматурман” и персонажа Гоши Куценко. Эти преобразования, безусловно, пошли на пользу. Говорят еще, что добавили провидческих способностей Антону Городецкому, улучшили спецэффекты и пришпорили развитие сюжета. Стоит ли идти, чтобы во всем этом убедиться, – большой вопрос. Вероятно, предполагается, что “Дозору” на родине уже создан такой мощный культ, что поклонники готовы по десять раз сравнивать разные монтажные версии и до хрипоты спорить на форумах, какая лучше. Вот и поглядим, так это или нет.

“Переступив черту” (США, Walk The Line, режиссер Джеймс Мэнглод, звезды – Хоакин Феникс, Риз Уизерспун) – надо очень крепко любить певца Джонни Кэша и музыку кантри, чтобы отправиться на этот фильм. В нем пространно, весьма подробно и доходчиво описан многотрудный жизненный путь великого артиста. Особенно детально рассказана история его отношений с певицей Джун Картер, а также разнообразными наркотическими препаратами и алкоголем. Кэша изображает Хоакин Феникс, Картер – Риз Уизерспун, которых тоже надо любить довольно сильно, чтобы более двух часов любоваться на их актерские дарования, а также слушать, как они поют классические хиты своих героев. Играют они старательно и убедительно, так что придраться по большому счету не к чему. Да и сам фильм никаких серьезных претензий вызвать не должен. Просто сам жанр – биография музыканта – уж больно страдает от стереотипов. У всех у них жизнь была, если судить по кино, до обидного одинаковая: трудное детство, проблемы с родителями, быстрая слава, головокружение от успехов, конфликт с обществом, грехопадение и долгая, мучительная расплата. Американцы, впрочем, все это очень ценят. “Переступив черту” (как и недавно “Рэй”) прошел на родине с большим успехом, долго держался в списке самых кассовых фильмов и получил номинации на “Оскар”.

“Сириана” (США, Syriana, режиссер Штефен Гэхан, звезды – Джордж Клуни, Мэтт Дэймон, Аманда Пит, Уильям Херт, Джеффри Райт, Кристофер Пламмер) – поучительный политический триллер. Режиссер и сценарист Штефен Гэхан придумал “Сириану”, когда работал над сценарием “Трафика”. Он вдруг осознал, что нефть играет в мировой политике, экономике, а также в жизни конкретных людей зловещую роль. И, посмотрев “Сириану”, вы сможете убедиться, что кокаин и героин по сравнению с другими энергоносителями – детские игрушки. Мир держится на коррупции, обмане, насилии, фанатизме и несправедливости. Если вы этого раньше не знали, Гэхан приготовил для вас неприятное открытие. Чтобы быть убедительным, он рассказывает истории одновременно нескольких людей, как, собственно, делал и в “Трафике”. Специалист по Ближнему Востоку из ЦРУ (фильм, кстати, снят по бестселлеру настоящего агента Роберта Баера) получает задание организовать покушение на некоего принца из вымышленной страны Сирианы, но затем понимает пагубность этой затеи и для себя, и для региона. Принц намеревается реформировать экономику своей родины и договориться о поставке нефти в Китай и Европу без помощи американских корпораций. Руководство крупной энергетической компании всеми правдами и неправдами добивается выгодного контракта и хочет, чтобы Сирианой правил марионеточный монарх. Бедный пакистанский юноша в результате перехода нефтяных месторождений из рук в руки теряет работу, тут же попадет под влияние исламских радикалов и в конце концов становится шахидом. И так далее. Гэхан перемешивает геополитику и частную жизнь своих героев и старается убедить Америку в том, что ее благополучие еще не мера всех вещей.

“Полумгла” (Россия, режиссер Артем Антонов, в ролях – Лидия Байрашевская, Йоханнес Рапп, Сергей Грязнов, Анастасия Шевелева, Юрий Тарасов) – об этом фильме в основном можно услышать отзывы сдержанно положительные. В нем показана жизнь пленных немцев в деревне Полумгла, затерянной где-то в тайге. Время действия – конец войны. Немцев пригоняют строить какой-то военный объект. Командовать ими поставлен лейтенант-фронтовик, отправленный в тыл после тяжелого ранения. Фашистов он люто ненавидит. Деревенские – а остались в основном бабы – настроены тоже недружелюбно. Однако со временем все как-то притерпелись, и даже никто из немцев не умирает на строительстве, что совершенно возмутительно с точки зрения центрального начальства. “Полумгла” сделана в традициях среднестатистического советского кино о войне, со всеми его достоинствами и недостатками. Фильм хвалят за игру актеров и операторскую работу и ругают за неважно продуманную драматургию.

“Хостел” (США, The Hostel, режиссер Эли Рот, в ролях неизвестные актеры, а также Такаси Миике) – без сомнения, с начала года это самый кровавый фильм американского, а теперь и московского кинопроката. Режиссер и сценарист Эли Рот (“Лихорадка”), поддержанный Квентином Тарантино, участвовавшим в сочинении сюжета и продюсировании, рассказал о путешествии трех американских туристов в Словакию. Случайный знакомый, встреченный в Амстердаме, посоветовал ребятам поехать развлечься в Братиславу. Мол, там чумовые девчонки, угарные клубы и все за копейки. И черкнул адресок. Поначалу братиславский хостел, куда прибыли американцы, действительно казался чудным местом, пока не начали пропадать люди и не полилась кровь – 567 л, по утверждению автора. “Хостел” не триллер и не ужастик, как можно было предположить. Это чудовищно циничная и беспощадная бойня, напоминающая творения Такаси Миике, которого Рот честно называет своим любимым режиссером. “Хостел” снабжен забавным и неожиданным финалом, в котором пережившую членовредительский кошмар публику ждет не мораль даже, а скорее резюме, от которого кому-то станет совсем не по себе, а кто-то от души повеселится, что, кстати, характерно и для картин кровожадного японца.