ВЕКТОР


Топ-менеджерам “Роснефти” и “Газпрома”, а также чиновникам, которые их курируют, опасно выезжать за границу. Как только они это делают, юристы миноритарных акционеров ЮКОСа стремятся привлечь их к ответу за разрушение опальной компании. Это пытаются сделать фирма FCT America Ltd. и 11 граждан США, которые утверждают, что владели 115 000 ADR ЮКОСа и потеряли на них $3 млн. Взыскать деньги истцы хотят с России, “Газпрома”, его “дочки” – “Газпромнефти”, которая участвовала в торгах по продаже за налоговые долги “Юганскнефтегаза”, основного добывающего предприятия ЮКОСа, “Байкалфинансгрупп” (БФГ), купившей “Юганск”, и “Роснефти”, которой затем досталась БФГ. Привлечь к ответу миноритарии ЮКОСа хотят также руководителей “Газпрома” и “Роснефти” и чиновников, которые входят в их советы директоров. Но соответчиками все они станут только тогда, когда получат соответствующие уведомления. Пока истцам удалось передать бумаги министрам – промышленности Виктору Христенко и финансов Алексею Кудрину. А вчера им удалось поймать в Лондоне президента “Роснефти” Сергея Богданчикова, который встречался там с инвесторами, уверяют адвокаты миноритариев ЮКОСа. Впрочем, как и министры ранее, “Роснефть” отрицает, что ее руководитель получал бумаги: компании невыгодно иметь какое-либо отношение к скандальному иску. Но бояться ей, скорее всего, нечего. Юристы считают, что чиновникам и менеджерам иск не доставит больших проблем. Они называют его “политическим”, поскольку перспективы засудить российских чиновников и Россию в США ничтожно малы.

Охота на Богданчикова

Плата за надежность

Сотовая связь – единственный рынок, на котором качество услуг практически не зависит от их цены. И считающий каждый цент студент, и бизнесмен, тратящий на мобильную связь сотни долларов, из-за перегрузок в сети порой не могут никуда дозвониться, а соединение с мобильным Интернетом обрывается. Первым брать деньги за качество может начать “Скай Линк”. В сентябре в Москве и Петербурге он станет работать на частотах, использующихся для сетей третьего поколения (3G). По словам гендиректора “Скай Линка” Раисы Розиновой, построение опытно-коммерческой сети на этих частотах потребует немалых затрат – около $10 млн, поэтому абоненты, желающие приобщиться к 3G, должны будут платить больше обычных пользователей. Предложить им новые услуги будет трудно, ведь конек 3G – высокая скорость передачи данных, а она у “Скай Линка” уже сейчас немаленькая – до 2,4 Мбит/с. По словам коммерческого директора московского “Скай Линка” Дмитрия Александрова, выданные частоты гораздо более емкие, чем те, на которых компания работает сейчас. Поэтому, говорит Александров, ставка будет делаться на гарантии устойчивости связи и соединения с Интернетом. Но, как показывает мировая практика, разделение пользователей на простых смертных и VIP чаще всего ведет к ухудшению услуг, за которые платится меньше.

Космический авточелнок

Автомобилестроение в России становится все популярнее. Государство взяло под контроль флагмана отечественного автопрома – “АвтоВАЗ”, расцветает частное производство автомобилей. В 2004 г. с неожиданным проектом выступил небольшой автозавод в Черкесске “Дервейс”. На базе румынского Aro он организовал производство автомобилей Cowboy с бензиновыми моторами ЗМЗ и Mitsubishi и дизелем Peugeot. Расширить линейку моделей “Дервейс” решил за счет китайского Dadi, при участии которого в Черкесске организована сборка внедорожников.

Еще один проект подготовил Златоустовский машиностроительный завод, входящий в госконцерн “Росавиакосмос”. В марте завод презентует первую партию внедорожников “Шаттл”. По габаритам он будет похож на Toyota Landcruiser Prado, дизайн российский, начинка на 85–90% импортная: двигатель и коробка передач Mitsubishi, детали трансмиссии Toyota, электроника Bosh. Стоить автомобиль, обещают разработчики, будет не больше $22 000. Частные предприниматели, очевидно, делают ставку на растущий внутренний рынок, надеясь, что со временем нелицензированные автомобили частной сборки смогут потеснить конкурентов из Китая и снизить спрос на подержанные праворульные японские автомобили. Пока объемы продаж черкесских внедорожников ничтожны – в прошлом году их купили 20 человек. По данным “Авторевю”, в 2006 г. поступили заказы уже на 300 автомобилей. На небольшой спрос рассчитывают и в Златоусте. Опытная партия составит чуть более 30 автомобилей, выпускать планируется до 200 машин в месяц.