Амнистия строгого режима

М. Стулов

Чиновники уже год пытаются выполнить поручение президента Владимира Путина провести упрощенную легализацию “капиталов, накопленных в предыдущие годы”. Президент хотел, чтобы неизвестно как нажитые деньги можно было положить в российский банк, заплатить за них 13% налога – и избавиться от штрафов, пеней, административной и уголовной ответственности за налоговые нарушения. Минфин изложил президентские идеи в проекте закона “Об упрощенном декларировании доходов граждан”, но условия амнистии не устроили многих министров.

На днях Минфин внес в правительство новый план. Как рассказал “Ведомостям” замруководителя налогового департамента Минфина Александр Иванеев, по нему проходить амнистия должна так: гражданину достаточно будет прийти в налоговую инспекцию и заявить о том, что у него есть незадекларированные доходы на определенную сумму. Уплатив 13%-ный сбор, человек получит свидетельство о том, что в пределах задекларированной суммы он больше ничего не должен государству. “Индульгенция распространяется исключительно на эту сумму, – предупреждает Иванеев. – Если человек задекларировал миллион, а потом выяснится, что он недоплатил в бюджет два миллиона, за второй он будет нести ответственность по полной программе”. Планируется, что налоговая амнистия завершится 1 апреля 2007 г.

Под амнистию могут попасть огромные деньги. По расчетам Экономической экспертной группы, в среднем 30% зарплат в стране платилось и платится в конвертах. За 11 месяцев 2005 г. россияне заплатили 607 млрд руб. подоходного налога. Если бы их зарплаты были полностью белыми, им пришлось бы перечислить в бюджет на 180 млрд руб. больше.

За право начать жизнь с чистого листа россиянам придется отплатить государству честностью. Ведь, как рассказал “Ведомостям” замминистра финансов Сергей Шаталов, после того как в стране пройдет налоговая амнистия, налоговики получат право задавать гражданам вопросы о происхождении денег на крупные покупки. Чиновники постараются сделать так, чтобы механизм контроля существовал не на бумаге, а действительно работал, предупреждает Шаталов. “Логика такова: если мы проведем амнистию и позволим начать с чистого листа, то люди должны знать, что теперь за доходами будет осуществляться контроль, т. е. одним пряником никто не отделается”, – подтверждает чиновник из администрации президента. Идею восстановить контроль за расходами физлиц вчера на заседании правления РСПП поддержал и вице-премьер Александр Жуков.

Контроль за расходами существовал в стране с 1999 по 2004 г. Статья 86 Налогового кодекса обязывала продавцов недвижимости, автомобилей, ценных бумаг, культурных ценностей и золота в слитках уведомлять налоговую инспекцию обо всех сделках физлиц с этими товарами. Если налоговики видели, что стоимость покупок превышает официальный доход гражданина, они требовали объяснить расхождение. Но этот порядок не принес налоговикам ничего, кроме головной боли, признает сотрудник Федеральной налоговой службы. Инспекции не имели права на основании выявленных “нестыковок” самостоятельно доначислять гражданам налоги. Гражданин был обязан заполнить декларацию о происхождении средств, но закон позволял указать в декларации, что деньги взяты взаймы у друга или найдены на улице, жалуется чиновник. Например, по итогам 2002 г. инспекции обработали 4,747 млн извещений о крупных покупках, по которым бюджет получил от граждан 476 600 руб., т. е. в среднем 10 коп. с каждого извещения. Ни Шаталов, ни кремлевский чиновник пока не знают, как именно будет организован контроль за крупными расходами теперь. “У нас уже был негативный опыт, когда система не работала. Будем думать, и, даже если примем решение вводить контроль, это будет не скоро”, – успокаивает сотрудник администрации.

Контроль за расходами может повысить популярность налоговой амнистии, но только в случае с самими чиновниками, считает замруководителя налогового комитета РСПП Сергей Беляков. “Именно для них характерно резкое расхождение расходов и официальной зарплаты, у большинства предпринимателей такой проблемы нет”, – считает он. Фонд “Индем” оценивает годовой объем взяток, которые раздают чиновникам всех рангов и мастей российские бизнесмены, в $316 млрд, а платеж средней российской компании – в $135 800 в год.

“Контроль за крупными сделками – нормальное явление и существует во многих странах мира”, – рассуждает заместитель гендиректора девелоперской компании “КВ Инжиниринг” Виталий Виленский. Но в российской практике наладить эффективный контроль невозможно, есть множество способов обойти ограничения, убежден Беляков. Например, член совета директоров Independent Media Sanoma Magazines Михаил Дубик рассказал, как в одном из крупных банков ему настоятельно советовали разбить платеж за приобретаемую квартиру на суммы менее $10 000. “Хотя у меня все средства были абсолютно легальные, в банке сказали, что и им так спокойнее, и ко мне вопросов не будет”, – вспоминает он.