ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК: Стратегия развития


Сегодня правительство рассмотрит стратегию развития финансового рынка. Очевидно, что наличие развитого национального финансового рынка необходимо стране, стремящейся к экономическому суверенитету. Ведь известно, что тот, кто управляет финансами, управляет и экономикой.

За короткие 10 лет в России сформирована работоспособная инфраструктура фондового рынка, но корпоративный сектор в нашей стране становится более зрелым и потому более требовательным к качеству и количеству услуг финансового рынка. Только в текущем году спрос на первичные размещения акций наших компаний может составить до $20 млрд. Деньги такого порядка у отечественной экономики есть, однако они не мобилизованы в национальных инвестиционных институтах, традиционно выступающих в качестве долгосрочных инвесторов. Лишь два года назад после принятия соответствующего законодательства в России началось формирование отечественных коллективных форм институционального инвестирования. Чистые активы под управлением сегодня составляют $14 млрд, или 2% от капитализации отечественных компаний, т. е. в масштабах экономики остаются незначимыми. Трудно идет, не успев стартовать, пенсионная реформа. Накопительные пенсионные фонды, которые во всем мире являются главными институциональными инвесторами, в России к инвестированию на финансовом рынке решениями правительства пока практически не допущены. Сама государственная накопительная пенсия настолько мала, что большого интереса у трудящихся не вызывает, в то же время ничего не сделано для развития альтернативных схем добровольного пенсионного страхования.

Ситуацию спасают иностранные пенсионные и инвестиционные фонды, которым сегодня принадлежит до 70% акций российских компаний, находящихся в свободном обращении. Это они сделали капитализацию российских компаний. Однако эти фонды не проявляют пока большой активности на российском финансовом рынке, предпочитая покупать депозитарные расписки на акции российских компаний в Лондоне или Нью-Йорке. Тем самым российская финансовая инфраструктура лишается финансовой подпитки для развития, создается опасность полной утраты ее конкурентоспособности, а затем и физической утраты. И где тогда мы будем сберегать и приумножать пенсионные деньги, да и наши личные сбережения?

Иностранные инвесторы неохотно работают на наших площадках, потому что инфраструктура рынка была выстроена под краткосрочные спекулятивные, а не инвестиционные операции.

Ситуация усугубляется тем, что за годы рыночных преобразований в России сложилась офшорная система владения национальными активами, при которой права собственности конечных бенефициаров выведены в юрисдикцию иностранных государств. Попросту говоря, копают, качают, пилят в России, а владеют и даже формируют прибыль на Кипре, Голландии и т. д., а оттуда Лондон ближе. В России мы продолжаем бороться с рейдерством, а несовершенство законодательства позволяет, прикрываясь судами, воровать целые предприятия. Таким образом, само корпоративное законодательство и система его правоприменения не способствуют возврату владельцев под национальную юрисдикцию. Как результат многие изначально чисто российские брокеры открыли свои офисы в Лондоне и Нью-Йорке для того, чтобы “перехватить” спрос на инвестиционные услуги российских собственников компаний. Стала получать распространение структуризация российского бизнеса в виде иностранных холдингов, владеющих российскими активами, с тем, чтобы вывести их уже под иностранной юрисдикцией на иностранные рынки капитала.

Наконец, регулятор лишен полномочий по противодействию использованию инсайдерской информации и манипулированию ценами, чему во всем мире объявлена беспощадная борьба. По этой причине, а также из-за отсутствия центрального депозитария сегодня затруднено признание российского финансового рынка как регулируемого. Из-за отсутствия приемлемого регулирования отечественный рынок производных финансовых инструментов до сих пор находится в неразвитом состоянии, а явно биржевые товарные активы не вовлечены в биржевой оборот. В мире на развитых рынках до 50% сделок заключается именно в виде фьючерсов, форвардов, опционов и др.

До принятия в конце прошлого года по инициативе ФСФР и депутатов поправок в законодательство о ценных бумагах первичные размещения акций на российском рынке практически были неосуществимы. Но и после этого общие подходы российского законодательства к регулированию эмиссий ценных бумаг существенно отличаются от принятых в мировой практике.

Остаются слабыми по сравнению с развитыми рынками требования российского законодательства по раскрытию информации публичными компаниями и ответственности за достоверность. В то же время эти требования излишним бременем ложатся на непубличные компании.

Полномочия регулирующего органа по наложению санкций и эффективной реализации функций по правоприменению сильно ограничены, а сам его статус и организационная форма начинают отставать от развития рынка. Если мы не изменим сложившуюся ситуацию, то можем вполне потерять суверенный финансовый рынок.

Задачи государственной политики

Из логики сказанного можно выделить следующие главные направления государственной политики по развитию финансового рынка:

формирование конкурентоспособной инфраструктуры фондового рынка (торговых, учетных и расчетно-клиринговых систем);

стимулирование ускоренного развития отечественных институциональных инвесторов;

укрепление системы защиты прав инвесторов, в том числе на новых рынках ценных бумаг.

Решение инфраструктурных проблем

Говоря о вопросах развития инфраструктуры, мы считаем главной целью создание конкурентной по стоимости и вызывающей доверие местных и международных инвесторов инфраструктуры по проведению и учету сделок с ценными бумагами. Оптимальным решением здесь является создание центрального депозитария и сведение в нем единой позиции по бумагам для всех участников торговли, на какой торговой площадке они бы ни работали. В этом случае существенное упрощение учета и расчетов по сделкам вкупе с законодательно установленным контролем за тарифами центрального депозитария приведет к существенному удешевлению сделок с ценными бумагами. Чтобы добиться этого, необходимо придать центральному депозитарию уникальное право открывать счета номинального держания в реестрах, а также законодательно установить механизмы контроля за его тарифной политикой. Благо новый закон “О защите конкуренции” предоставляет возможность регулятору совместно с антимонопольным органом эффективно решить эту задачу.

В свою очередь, создание центрального депозитария откроет пути для развития клиринга, включая централизованный клиринг. А вместе с внедрением систем управления рисками участников рынка (пруденциального надзора) это существенно облегчит практическое внедрение наиболее удобных для участников рынка биржевых технологий.

Еще одним важным направлением деятельности по развитию инфраструктуры является разработка нормативных актов с целью создания в России альтернативной инвестиционной биржи для получения стартового капитала венчурными и малыми компаниями, не имеющими сегодня в России возможности выхода на финансовый рынок.

Развитие коллективных форм инвестирования

Мы считаем необходимым вывести на рынок капитала средства накопительной составляющей обязательного пенсионного страхования и содействовать ускоренному формированию альтернативных добровольных форм пенсионного страхования. Тем самым мы создадим реальный механизм долгосрочного и устойчивого спроса на российские активы.

Для решения первой задачи необходимо расширение перечня объектов инвестирования средств так называемых “молчунов”, а также пересмотр требований к структуре портфеля пенсионных накоплений. При этом конструкция инвестирования пенсионных средств через единственную государственную управляющую компанию потребует коренной модернизации. Ее цель – избежать монополизации рынка, расширения манипулятивных практик, расширения инсайдерской торговли, избыточного давления на ставку процента (на рынке корпоративных облигаций).

Для ускоренного формирования альтернативных добровольных форм пенсионного страхования необходимо решить вопросы, связанные с налогообложением частных пенсионных схем, соблюдением прав бенефициаров, в том числе при банкротстве работодателя, финансовой устойчивости пенсионных схем, сохранности накоплений при переходе физического лица в другую пенсионную схему, в том числе в связи со сменой места работы, и прозрачности пенсионных схем, а также с установлением единых требований в отношении инвестирования пенсионных резервов и контроля их инвестирования.

Было бы полезным внедрить единые, прозрачные стандарты управления активами для инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, альтернативных добровольных схем пенсионного обеспечения и страхования, установить унифицированные требования к пенсионным продуктам негосударственных пенсионных фондов, обеспечивающие их понятность для потребителей. Представляется необходимым законодательно обеспечить раскрытие информации как о структуре вложений негосударственных пенсионных фондов, так и о структуре обязательств, структуре владения и бенефициарах.

Защита прав инвесторов

Стратегия предполагает укрепить правовую основу защиты прав инвесторов сразу по нескольким направлениям:

обеспечить равные права доступа инвесторов к информации на рынке ценных бумаг и современные принципы ее раскрытия,

обеспечить защиту прав инвесторов при создании правовых основ для развития современной инструментальной базы финансового рынка,

реформировать институт, регулирующий финансовый рынок в коллегиальный орган, функционирующий на основе специального закона и более эффективно защищающий права и интересы финансового рынка.

К важнейшим в этой группе задач относится борьба с использованием инсайдерской информации. В качестве гарантии равного доступа к корпоративной информации предлагается принять специальный закон об инсайдерской информации и манипулировании ценами, который объединит в себе основные нормы, регулирующие недобросовестную торговлю ценными бумагами и другими финансовыми инструментами на финансовом рынке. Аналогичный подход к регулированию недобросовестной торговли, основой которого является Директива Европейского союза от 28 января 2003 г. по вопросам сделок инсайдеров и манипулирования рынком (злоупотреблений на рынке), существует во многих странах Европы. Было бы правильным повысить степень ответственности эмитентов и советов директоров за своевременное и достоверное раскрытие корпоративной информации в публичных компаниях. Продолжить внедрение в практику публичных компаний основных положений Кодекса корпоративного управления, а также обязательного предоставления финансовой отчетности на принципах МСФО.

И последнее. Стратегия предполагает реформирование института регулятора финансовых рынков и принятие соответствующего закона. На развитых финансовых рынках регулятор действует как юридическое лицо публичного права или публичная корпорация, реализуя функции регулирования, установленные в специальном законодательном акте, предоставляющем этому органу не только широкие права и полномочия, но и встраивающие в систему принятия решений коллегиальные механизмы, минимизирующие риск ошибки. В российском законодательстве в настоящее время ближайшим аналогом такого юридического статуса является юридическое лицо – государственная корпорация, осуществляющая свою деятельность на основании специального закона. В стратегии ставится задача проработать законодательные предложения по реализации концепции преобразования ФСФР в такой коллегиальный орган.

Заявленные цели не только осуществимы. На их реализацию, по нашим расчетам, потребуется три года. Эти годы и станут проверкой зрелости российского финансового рынка и фундаментом его развития на будущие десятилетия.