ГЛОБАЛИСТ: Придержать глобализацию


Процветание свободы слова в обществе, не достигшем высокого уровня гражданской зрелости, невозможно – ведь инстинктивно все мы нетерпимы к мнениям, которые задевают или раздражают нас. Свобода слова – основа свободного общества, поскольку без нее нет свободы политики. Но протесты против карикатур, напечатанных в малоизвестной датской газете, свидетельствуют о том, что эпоха свободы выражения подходит к концу. Вот уже и сам “человек западный” представляет собой обороняющийся, борющийся за выживание вид.

Многие уже указали на принципиальную разницу между западным взглядом на веру как на частное дело каждого и мусульманским видением религии как выражения коллективной идентичности. Это так, но это очень тревожное обстоятельство, особенно в контексте глобализации.

Убеждение в том, что свобода слова сможет пережить массовый наплыв мусульман в Европу, всегда было иллюзией. Свобода выражения – продукт сравнительно однородного общества. Мы не беспокоимся, если право свободно высказываться имеют те, кто похож на нас, потому что мы уверены: в основополагающих вещах они мыслят и чувствуют почти так же, как мы, будь они русскими, французами или американцами.

Но уникальный опыт Запада состоит в том, что эта цивилизация сама сделала себя многокультурной. Миграция – побочный продукт колониализма – насадила мусульманские меньшинства в большинстве европейских стран с плотной концентрацией в больших городах. Либералы с энтузиазмом поддерживали миграционные проекты – одни из-за комплекса вины, другие по экономическим причинам, третьи просто из идеализма. Они мало задумывались, совместимы ли в долгосрочной перспективе ценности людей, которых принимают в стране, с ценностями коренных ее обитателей.

Парадокс в том, что либеральная, точнее, легкомысленная миграционная политика принесла нелиберальные плоды. В многокультурном доме приходится следить за тем, чтобы не сболтнуть лишнего. Все, что может обидеть гостей из других цивилизаций (а ведь это солидная составляющая национального чувства юмора), приходится законодательно запрещать.

Кроме того, европейские мигранты – часть мировой мусульманской диаспоры, по сути исламской нации, скрепленной религией и современными средствами связи. В прошлом датская карикатура никогда бы не спровоцировала реакцию по всему миру. Но Интернет быстро превратил локальное недовольство в глобальное.

В 1980 г. экономист Рави Батра предсказал, что “именно Восток неизбежно определит будущее Запада”. Учитывая демографическую ситуацию, нужно сказать, что выживать и даже преуспевать на ограниченном пространстве Западу позволяет техническое и военное превосходство. Но оно постепенно тает. Глобализация гарантирует, что конкуренция будет все жестче. Важно то, что, когда планета станет экономически однородна, культурные различия никуда не исчезнут.

Суть нынешней мировой гонки в том, чтобы успеть привить Востоку западные ценности до того, как Запад вынужден будет начать перенимать восточные. Но разумнее было бы притормозить темп экономической глобализации, чтобы культура успела сократить свое отставание от экономики. Более высокая степень экономической разграниченности между основными цивилизациями лучше поможет сосуществованию культур, чем спешное построение единого мира.