Нереальная покупка


Акционеров “Вымпелкома” поссорила совершенная компанией в ноябре покупка GSM-оператора “Украинские радиосистемы” (УРС). Ее поддержали Altimo и большинство миноритариев, Telenor же сочла $231,3 млн непомерно высокой ценой за УРС, занимающую менее 1% рынка. Тогда “Вымпелком” предложил Telenor и Altimo продать ему “Киевстар” в обмен на увеличение долей в самом “Вымпелкоме”. Проконсультировавшись с инвестбанком UBS, “Вымпелком” оценил “Киевстар” в $5,46 млрд с учетом долгов. Если Telenor согласится на сделку, ее пакет в “Вымпелкоме” возрастет до 36,3% голосующих акций, а пакет Altimo (уже выразившей согласие) – до 36,1%.

Руководство “Вымпелкома” попыталось убедить инвесторов в выгодности сделки. Гендиректор “Вымпелкома” Александр Изосимов рассказал в ходе телеконференции, что объединение “Вымпелкома” с “Киевстаром” позволит “существенно сократить” капвложения и маркетинговые расходы и даст синергию на операционном уровне. Развитие УРС потребует более $500 млн инвестиций и агрессивной ценовой политики, но этого можно избежать, объединив “Вымпелком”, “Киевстар” и УРС, заключил Изосимов. Оценить синергетический эффект в “Вымпелкоме” вчера затруднились.

Эксперты относятся к доводам “Вымпелкома” неоднозначно. “Компания уже в третий раз собирается приобретать актив у акционеров”, – напоминает аналитик “Ренессанс Капитала” Анна Куприянова, добавляя, что не все такие сделки были оптимальными. “Например, недавняя покупка у Altimo узбекского Buztel по $12 500 за абонента была неоправданно дорогой”, – говорит она. Завышенной в “Ренессансе” считают и сумму, предложенную за “Киевстар”. “У российских МТС и “Вымпелкома” отношение стоимости бизнеса к EBITDA составит в 2006 г. в среднем 5,9, – объясняет Куприянова. – Если применить этот коэффициент к “Киевстару”, то стоимость компании с учетом долгов составит лишь $3,7 млрд”. Впрочем, ее коллега из ОФГ Анастасия Обухова предлагает сравнивать цифры “Киевстара” не с текущими показателями российских компаний, а с их результатами предыдущего года, ведь “украинский рынок очень похож на российский год назад”. При таком подходе цена в $5 млрд представляется ей обоснованной. “Сделку предлагается оплачивать акциями “Вымпелкома”, а они недооценены примерно на 30%”,– добавляет аналитик “Атона” Елена Баженова.

Уровень проникновения сотовой связи на Украине уже выше 63%, на рынок выходит новый игрок – “Укртелеком”, так что “не стоит ожидать существенного улучшения показателей “Киевстара”, говорится в отчете аналитиков “Ренессанс Капитала”. “Для Украины 2006 год, наоборот, будет самым динамичным – к декабрю уровень проникновения может достигнуть 93–95%”, – не соглашается Обухова из ОФГ. А “Вымпелкому” вполне хватит года, чтобы закрепить лидерство “Киевстара” на рынке, говорит аналитик “Атона” Надежда Голубева, добавляя, что на руку компании будут играть сильный брэнд и умение работать в условиях жесткой конкуренции.

Нет единого мнения у аналитиков и о том, как повлияла бы покупка “Киевстара” на котировки акций “Вымпелкома”. Куприянова из “Ренессанса” полагает, что слишком дорогая сделка вызовет их падение на 14%, Голубева же считает, что котировки не изменятся, пока не проявится положительный эффект от слияния. “Если акционеры примут предложение “Вымпелкома”, это будет означать смягчение конфликта между ними, – отмечает аналитик “Тройки Диалог” Евгений Голосной. – Одна эта новость способна повысить его капитализацию на 5–10%”.

Но никто из экспертов не верит в осуществимость сделки. “Telenor интересует прежде всего сохранение контроля над украинским бизнесом, и она не смирится с потерей этого контроля”, – объясняет Голосной. Еще в мае 2005 г. норвежцы попросили Федеральную антимонопольную службу (ФАС) разрешить им увеличить долю в “Вымпелкоме” до 45% голосующих акций. Получив такое разрешение и докупив недостающие 18,4%, они теоретически могли бы согласиться на слияние “Вымпелкома” с “Киевстаром”, сулящее им контроль над объединенной компанией. Но выкупить на рынке половину акций, находящихся в свободном обращении, почти нереально, говорят все аналитики. Старший пресс-секретарь Telenor Даг Мельгаард лишь напомнил, что его компания “стремится к контролю над активами”, но не стал прогнозировать, как поведет себя Telenor, получив разрешение ФАС. А вот Аltimo, по словам ее вице-президента Кирилла Бабаева, против того, чтобы Telenor получала контроль над “Вымпелкомом”. “Нас устраивает ситуация, когда права акционеров сбалансированы”, – объясняет он.