Сэкономить $100 млн


Аэрофлот” с прошлого лета выбирает между двумя новинками – Boeing-787 и Airbus-350. Первая модель появится в 2008 г., вторая – в 2010 г. Сам “Аэрофлот” заявлял, что к 2010 г. ему понадобятся 22 таких лайнера. Так что этот контракт, который “Аэрофлот” планирует заключить с поставкой в 2010–2014 гг., станет крупнейшим для российского авиарынка – его сумма составит около $3 млрд без учета скидок. Но и это не предел, говорит источник, знакомый с условиями тендера, ведь эта партия может не покрыть дефицит лайнеров на дальние маршруты. Поэтому вместе с твердым заказом “Аэрофлот” может подписать опцион еще на 12 самолетов с поставкой в 2015–2017 гг., уточняет собеседник “Ведомостей”.

В “Аэрофлоте” тендер не комментируют. У каждой модели свои плюсы и минусы, отмечает начальник службы планирования и развития парка “Аэрофлота” Сергей Колтович. B-787 появится раньше и будет более продвинут технологически, но A-350, как модификация A-330, более предсказуем и несет в себе меньше рисков, поясняет он.

“Аэрофлот” объявит о своем выборе и подпишет контракт с победителем в марте, заявил недавно гендиректор компании Валерий Окулов. Выбор авиакомпании пал на Boeing, рассказывали “Ведомостям” два источника, близких к компании. Эту модель “Аэрофлот” включил в программу развития парка, которую рассматривал недавно совет директоров компании (копия есть у “Ведомостей”).

Зная об этом, Airbus решил идти ва-банк, говорит близкий к компании источник. На днях концерн направил “Аэрофлоту” повторное предложение, пообещав “беспрецедентно низкую цену” за A-350, уточняет он. Базовую цену, на которую попросил ориентироваться конкурсантов сам “Аэрофлот”, он не назвал. Она с самого начала была существенно ниже каталожной стоимости – $150–160 млн. А со скидкой сумма контракта должна снизиться еще на $100 млн – за счет снижения цены на $1,3–2,3 млн за лайнер и дополнительных скидок на депозиты, авансы и проч. Эти цифры подтвердил “Ведомостям” правительственный чиновник, знакомый с предложением Airbus.

В Airbus от комментариев воздержались, отметив лишь, что компания не станет продавать самолеты себе в убыток. Близкий к компании источник настроен оптимистично: “Аэрофлот” еще может передумать, от такого предложения ему сложно отказаться. Этого не исключает и менеджер “Аэрофлота”. “В январе мы отклонили программу развития парка, предложив “Аэрофлоту” продолжить переговоры по B-787 и A-350, – говорит член совета директоров “Аэрофлота”, вице-президент НРК Леонид Душатин. – Airbus уже улучшил свое предложение, теперь то же самое может сделать и Boeing”.

Представители Boeing комментировать это не стали, заметив, что и прежнее предложение было выгодным. А правительственный чиновник полагает, что вопрос экономии для “Аэрофлота” вторичен, а выбор будет “политическим”. “Такой риск действительно есть, но для “Аэрофлота” политическое решение может оказаться смертельным”, – негодует гендиректор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак. “Повторяется история с British Airways 30-летней давности, когда британское правительство, совладелец Airbus, хотело навязать компании закупки европейских лайнеров, хотя компания всегда закупала Boeing. Компания отбилась от лоббистов и теперь одна из крупнейших в мире”, – вспоминает Рыбак.