Вексельберг ищет партнера


Сотрудничество двух алюминиевых гигантов страны – “Русала” и “Суала” серьезно укрепилось в прошлом году, когда “Русал” выкупил у “Суала” 50% акций ЗАО “Коми-Алюминий”. Эта компания реализует мегапроект по строительству бокситно-глиноземного комплекса в Коми стоимостью около $2 млрд. Но совладельцы обоих алюминиевых холдингов не прочь распространить это партнерство за пределы Коми. “В течение полутора лет я веду переговоры с Дерипаской о возможности объединения “Суала” и “Русала”, – признался вчера “Ведомостям” совладелец “Суала” Виктор Вексельберг, добавив, что “логика развития бизнеса подсказывает, что компании должны укрупняться”. Похожая логика развития и у “Русала”, и гендиректор компании Александр Булыгин подтвердил “Ведомостям”, что в отношении “Суала” есть “взаимный интерес” и консультации на эту тему были. Но считать их переговорами о сделке нельзя, уточняет Булыгин. Возможность объединения обсуждается пока чисто гипотетически и стороны “еще не сели за стол переговоров”, говорит и Вексельберг. Управляющий директор AG Capital Александр Агибалов оценивает “Русал” в $10 млрд, а “Суал”, по оценке аналитика “Метрополя” Дениса Нуштаева, может стоить $3–3,5 млрд.

Объединение российских алюминиевых гигантов могло произойти довольно давно. Источник “Ведомостей”, близкий к совладельцам “Суала”, утверждает, что компания Вексельберга “Ренова” хотела выкупить 50%-ную долю Романа Абрамовича в “Русале” “за ту же суму, за которую он в итоге продал акции Дерипаске”. Первые 25% акций “Русала” Дерипаска выкупил у партнера в 2003 г. за $1,578 млрд, а сумма следующей сделки неизвестна, но эксперты оценили ее в $1,7 млрд.

Вексельберг утверждает, что решение о стратегическом партнере “Суал” должен принять в этом году. “Мы не можем до бесконечности искать стратега. И если нам этого сделать не удастся, то будем делать ставку на создание новых мощностей, развивать проект в Коми и строить пятую очередь Иркутского алюминиевого завода”, – говорит магнат. Он признает, что переговоры о стратегическом партнерстве также ведутся, например, с Hydro и Anglo American. Но и для “Русала” это не единственный вариант – крупнейшая алюминиевая компания страны изучает разные возможности расширения бизнеса за счет альянсов или поглощений, говорит близкий к “Русалу” источник.

Совладельцы “Суала” уже пытались объединить горно-металлургический бизнес с западным партнером – британской инвесткомпанией Fleming Family & Partners (FF&P). В 2003 г. она получила опцион на выкуп 23% акций Sual International, но сразу выкупила лишь 5% акций. За это время FF&P так и не смогла внести в проект обещанные активы, и в конце 2005 г. сделку решено было расторгнуть. Sual International выкупила назад у FF&P свои акции по цене продажи, а позже погасила эти бумаги.

Вексельберг и Дерипаска быстрее могут договориться о сделке, чем “Суал” найдет иностранного партнера, считает Александр Агибалов. “Иностранцы наверняка захотят компанию целиком, а Вексельберг хочет остаться в бизнесе”, – рассуждает он. Но Денис Нуштаев предупреждает, что на пути сделки “Русала” и “Суала” может стать Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Ведь из статистики НП “Алюминий” следует, что эти две компании выпускают весь алюминий страны. Но в ФАС не стали утверждать, что такая сделка сразу обречена на отказ. “Мы бы внимательно изучили эту сделку”, – передал через пресс-службу “Ведомостям” заместитель руководителя ФАС Андрей Цыганов.