Континент для угрызений совести


Работник британской дипмиссии в Кении (как никогда печальный Рейф Файнс) узнает, что его жена (Рэйчел Уэйз) была жестоко убита бандитами в одном из кенийских поселков. По официальной версии, убийство было заказано ее любовником, темнокожим бельгийским врачом, занимающимся в Кении благотворительной работой. Поначалу дипломат почти готов поверить этому объяснению, поскольку его жена, тоже активно занимавшаяся в Кении гуманитарной деятельностью, действительно вела себя незадолго до смерти довольно странно.

Однако слово “преданный” вынесено в заглавие не зря. Именно преданность жене заставляет англичанина внимательнее разобраться в причинах ее смерти. И постепенно он выясняет, что супруга раскрыла серьезную махинацию правительств и фармацевтов, организовавших полулегальное испытание новых лекарств в Африке. “Садовник” тоже слово не проходное. Во-первых, дипломат, как истинный британец, увлекается садоводством. Во-вторых, это метафора. В какой-то момент становится ясно: чтобы очистить Африку от нищеты, болезней и грязи, нужно выкорчевать немало сорняков. Причем прополкой надо заниматься не столько на Черном континенте, сколько в Европе и Америке.

Вообще, нам, живущим, с точки зрения западного человека, тоже почти что в Африке, только очень холодной, оценить пафос “Преданного садовника” гораздо сложнее, чем европейцам или американцам. У нас Африкой мало кто серьезно интересуется. Все знают, что там СПИД, бесконечная война, бедность и хорошее сафари. Но вот в Европе и США об Африке говорят и пишут много и регулярно (если говорить о свежем кино, то достаточно вспомнить того же “Оружейного барона” или прошлогодний политический триллер “Переводчица”). И довольно сильно развит комплекс вины западной цивилизации перед Африкой.

Вина известная: Запад беспощадно эксплуатирует целый континент и задешево покупает себе все новые блага. В данном случае речь идет о разработке новых медикаментов, которая приводит к смерти многих людей. Однако жестко конкурирующим корпорациям дешевле подкупить пару правительств, чем вернуться к лабораторным испытаниям. Впрочем, одно дело – знать такие вещи теоретически. И совсем другое – видеть реальную жизнь и иметь возможность оценить весь ужас происходящего. Задача Мейреллиша (ставшего известным после фильма “Город Бога” о бедных кварталах Рио-де-Жанейро) как раз сводилась к тому, чтобы погруженных в повседневное благополучие англичан, немцев, французов или американцев ткнуть носом в тот кошмар, на котором это благополучие построено. Чтобы публика прошлась вместе со съемочной группой по трущобам, заглянула в морги, похожие на свалки, и на свалки, превращенные в кладбища, побывала в переполненных и плохо оборудованных больницах, прочувствовала, как дешево там стоит человеческая жизнь. Картина местами сделана почти что в документальной манере, так что впечатления остаются яркие. Короче говоря, не фильм, а большой повод для угрызений совести.

Благодарить за них надо в первую очередь Джона ле Карре, любителя раскрывать глобальные заговоры и автора романа, по которому снят фильм. Но и ле Карре, и Мейреллиш люди достаточно расчетливые, чтобы понимать: простыми разоблачениями публику не проймешь. Поэтому и в романе, и в фильме основой сюжета стала мелодраматическая история о любви и преданности мужа, который, может, сам бы никогда и не взялся за подобное расследование. У него типичный для дипломата склад ума, склонного к компромиссам с собственной совестью. Но ради любимой супруги он не остановится ни перед чем. И благодаря очень убедительно страдающему Рейфу Файнсу можно сказать, что затея соединить политический триллер и мелодраму удалась.