“Сделайте же фонд!”


Вчера президент Владимир Путин прилетел в Нижний, чтобы узнать, как развиваются отечественные информационные технологии. Утром Путин встретился с учеными и руководителями производств в области IT. Среди них были гендиректор “ВолгаТелекома” Сергей Омельченко, управляющий российским филиалом Intel Дмитрий Пономаренко, президент “Мера НН” Дмитрий Пономарев, президент компании “Когнитивные технологии” Ольга Ускова. Путин похвалил их за “сохранение кадрового потенциала” и совмещение достижений в оборонке с успешным выходом на мировые рынки. А затем предложил рассказать о “внутренней кухне”.

Пономарев без предисловий заявил президенту, что стране “нужны венчурные фонды”. “У нас, у молодых, много идей, а пристроить их некуда, – вздохнул Пономарев, – а ведь хорошо, когда в гараже можно что-то сделать, а потом стать миллиардной компанией”. Вывод Пономарева был неутешительным: “В гаражах-то у нас сидят, а венчурных фондов нет”. Ускова пожаловалась президенту на чиновников, которые не дают распечатать Фонд технологий и инноваций ($2,5 млрд), создание которого Путин одобрил в прошлом году. “Так нужно представить проекты, которые были бы востребованы”, – попытался оправдаться Путин и спросил Ускову, есть ли такие. Ускова мгновенно привела в пример “проект, связанный с идентификацией личности”. “Можно получить и тактильное ощущение от изображения на экране”, – выпалила Ускова. Надо лишь подключить к пальцам датчики, которые будут транслировать ощущения, пояснила она позже “Ведомостям”. А директор Российского ядерного центра – ВНИИ экспериментальной физики Радий Илькаев сообщил, что уже со следующего года его институт готов обеспечить все отечественные самолеты “системами защиты от стингеров (переносных зенитных ракет)”.

На последующем заседании президиума Госсовета главной темой вновь оказался инвестфонд для IT. Министр информационных технологий и связи Леонид Рейман cказал, что “документы по созданию венчурного фонда подготовлены, но их никак не хочет согласовывать Минэкономразвития”.

“Мы настаиваем, чтобы инициатива шла от бизнеса”, – перехватил микрофон у Реймана заместитель Грефа Андрей Шаронов. “Они бесконечно пишут замечания”, – снова отвоевал микрофон Рейман. “Сделайте же фонд в конце концов”, – не выдержал Путин. Шаронов не унимался: “Мы согласны, если управляющая компания фонда не будет зависеть от государства”. Рейман безнадежно кивнул головой.

Тогда Шаронов решил выяснить, какой фонд требует немедленно создать президент: “общий или отраслевой, айтишный”. “Да мне все равно, только чтобы в этом году, – устало сказал Путин, – договорились?” “Ну, раз это поручение, то что тут договариваться”, – все же поставил точку в этой дискуссии заместитель Германа Грефа.