ВЕКТОР


Вечный спор

Который год подряд нефтепроводная монополия “Транснефть” борется с чиновниками за низкие дивиденды. В прошлом году она сумела снизить выплаты акционерам в пять раз – с 4 млрд руб. до 750 млн руб. Причем бюджету из этой суммы досталось только 250 млн руб. (в 10 раз меньше, чем за 2003 г.), владельцы привилегированных акций получили всего втрое меньше – 500 млн руб.

Госкомпания научилась безболезненно снижать выплаты владельцам “префов”, которым по уставу она должна отдавать не меньше 10% чистой прибыли – но неконсолидированной. “Транснефть” сделала центрами прибыли свои “дочки”, снизив доходы головной компании. А вот с выплатами в бюджет оказалось сложнее. Росимущество требовало от госкомпаний в прошлом году не снижать дивиденды и заплатить не меньше 10% от чистой прибыли. “Транснефть” в ответ говорила, что деньги ей нужны на проекты, в том числе на подготовку к “стройке века” – Восточному нефтепроводу, который должен соединить месторождения Восточной Сибири с Тихим океаном. Спор о дивидендах длился больше полугода, из-за чего госкомпании пришлось провести годовое собрание акционеров в ноябре вместо июня. Исправляться “Транснефть” не хочет. По словам президента компании Семена Вайнштока, дивиденды за 2005 г. запланированы на уровне прошлогодних, из них на “префы” уйдет 10% от чистой прибыли. Ее руководители госкомпании прогнозируют в 5 млрд руб. С такой позицией монополии вновь не избежать спора с чиновниками, ведь в этом году Росимущество требует от госкомпаний заплатить не меньше 20% чистой прибыли. Но на этот раз у “Транснефти” есть более весомый козырь для экономии: в этом году планируется начать строительство Восточной трубы стоимостью $11,5 млрд. Эта цена может вырасти, ведь чиновники беспокоятся за экологическую безопасность проекта. “Если делать современную трубу и если будет удорожание, значит, мы будем платить за чистоту Байкала”, – заявил вчера замруководителя Росприроднадзора Олег Митволь.

ФАС поделила рекламу

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) нашла способ увеличить свое влияние на крупнейшие в России рекламные компании. Вчера замруководителя этого ведомства Андрей Кашеваров заявил, что этот рынок будет разделен на сегменты в зависимости от рекламоносителя. В декабре агентство “Финек-1” по заказу ФАС провело исследование среди рекламодателей и рекламораспространителей, которое подтвердило необходимость этой меры. Служба не станет тянуть с выводами. Уже в апреле, обещает Кашеваров, ФАС создаст соответствующий реестр рекламистов.

Кто попадет в черный лист, Кашеваров говорить не стал. Но чиновники ФАС неоднократно упрекали лидера рынка телерекламы – “Видео Интернешнл” в монополизме. Но поделать с ним служба ничего не могла. Ведь доля “Видео Интернешнл”, оборот которого в 2005 г. составил около $1,5 млрд, в общем объеме рынка не дотягивает и до 30%. А вот на рынке телерекламы ($2,3 млрд) она составляет 65%. По закону о конкуренции на товарных рынках такой игрок признается доминирующим и подпадает под антимонопольное регулирование. В том числе ему может быть предписана “высшая мера наказания” – принудительное разделение. Пошатнуться могут и позиции лидера рынка наружной рекламы News Outdoor, оборот которой составляет около $180 млн. Ведь общий объем этого рынка оценивается в $900 млн. Правда, представители этих компаний понимают опасность инициативы ФАС. Поэтому не исключено, что свою правоту чиновникам антимонопольного ведомства придется доказывать в суде.