Исчезающий вид


По оценке аналитической компании Mobile Research Group (MRG), доля Panasonic на рынке за год снизилась с 2,2% до 0,66% – компания продала около 220 000 телефонов. У NEC, по оценке MRG, в Россию в 2005 г. было ввезено около 45 000 телефонов. При этом год назад руководство NEC прогнозировало, что компания продаст в России в 2005 г. 300 000–500 000 телефонов. Правда, отмечает глава NEC в России Михаил Заскалет, в компании итоги подводятся не за календарный, а за финансовый год, заканчивающийся 31 марта, и к этой дате поставки составят 150 000 телефонов. Sharp, по данным MRG, в 2005 г. продала всего 800 трубок.

“Основные проблемы этих компаний – отсутствие нормального модельного ряда”, – считает руководитель службы по связям с общественностью Dixis Татьяна Москалева. Например, NEC вышла на российский рынок всего с двумя моделями и только к концу года смогла расширить линейку телефонов. Сейчас у компании восемь моделей трубок. У Sharp в России представлены только три модели, при этом последняя из них была выпущена больше года назад. У Panasonic – пять моделей. Для примера, у Nokia – одного из лидеров рынка – в IV квартале 2005 г. поставлялось 42 модели.

“В силу не зависящих от российского офиса причин нам пока не удалось расширить модельный ряд так, как нам хотелось бы”, – говорит менеджер по маркетингу Sharp Алексей Гнетов. А вот Panasonic сознательно уменьшила количество своих моделей. “Мы отказались от выпуска бюджетных телефонов и сосредоточились на премиум-сегменте”, – объясняет руководитель отдела мобильных коммуникаций Panasonic Денис Передерин. “Своевременному появлению новых моделей NEC помешал августовский кризис, когда МВД и таможня разрушили налаженные схемы поставки телефонов от производителей к российским продавцам”, – объясняет источник, знакомый с ситуацией в NEC. По словам Заскалета, именно задержка с выводом на российский рынок флагманской модели NEC – сверхтонкого телефона-раскладушки – стала причиной несовпадения прогнозных цифр продаж с реальностью.

“Еще одна беда этих производителей – отсутствие четко оформленной позиции в отношении работы на нашем рынке”, – замечает пресс-секретарь “Беталинка” Алексей Абрахманов. Об этом, по его словам, свидетельствует не всегда адекватная ценовая политика, отсутствие кредитных линий, сроки поставок, а также скромные маркетинговые бюджеты. “Sharp и Panasonic рассматривают свои мобильные подразделения как маленькие придатки к основным бизнес-направлениям, поэтому не прикладывают усилий для их развития”, – считает пресс-секретарь Divizion Очир Манджиков.

Сами производители объясняют свои злоключения непривычными для них условиями работы. “В Японии основными продавцами и заказчиками трубок являются сотовые операторы, они же и занимаются маркетинговым продвижением новых моделей телефонов”, – объясняет Передерин. В России продажей трубок занимаются ритейлоры, а продвигать брэнд должен сам производитель телефонов. “Японские производители оказались к этому не готовы”, – говорит Передерин.

Тем не менее Sharp, по словам Гнетова, пока с российского рынка уходить не намерена и будет расширять свою модельную линейку. Останутся ли по итогам года на нашем рынке телефоны Panasonic, пока неясно: руководство компании решило в течение 2006 г. свернуть выпуск GSM-телефонов и полностью сосредоточиться на трубках для сетей третьего поколения.

По мнению сотовых дилеров, перспективы развития Sharp и Panasonic крайне малы и скорее всего эти компании исчезнут с российского рынка. В отношении NEC дилеры более оптимистичны. “У NEC есть интересные и качественные модели телефонов, так что при трезвой дистрибуторской, сервисной и рекламной политике у компаний есть все шансы закрепиться на российском рынке”, – считает Манджиков. “Сейчас в российский офис пришла энергичная профессиональная команда, появился конкурентоспособный продукт, выбрана правильная стратегия продвижения, поэтому ничто не мешает этому брэнду занять значимую долю”, – уверена пресс-секретарь “Связного” Елена Ноготкова. “Наши планы – в течение нескольких лет занять 4–5% российского рынка – остаются неизменными”, – подчеркивает Заскалет.