Куда деть $5 млрд


Сегодня Минпромэнерго и Минэкономразвития должны направить в правительство доклад о мерах по развитию легкового автомобилестроения. Разработать его поручил президент Владимир Путин в ответ на просьбу Алешина о господдержке отрасли. Как рассказали “Ведомостям” несколько чиновников из обоих министерств, в пятницу доклад еще не был готов. Зато Роспром уже представил свои предложения в Минпромэнерго (копия есть в распоряжении “Ведомостей”).

Ведомство Алешина предлагает в 2006–2010 гг. модернизировать действующее производство и построить завод по выпуску новых моделей автомобилей классов В, С, D, кроссоверов и мини-вэнов. Через пять лет на этих мощностях должно выпускаться “до 1,3 млн” машин в год, в том числе 450 000 – на новом заводе. Хотя название “АвтоВАЗ” в документе не фигурирует, речь идет именно о нем, признает один из чиновников. Сейчас мощности предприятия составляют 900 000, а недавно Есиповский объявил о планах построить новый завод по производству автомобилей классов В, С, D и SUV мощностью 450 000 в год. В эти же сроки, говорится в предложениях Роспрома, государство должно поучаствовать в разработке и производстве новых двигателей объемом 1,4–1,6 л мощностью до 750 000 шт. в год и объемом 1,8–2,3 л (до 350 000), автоматических коробок передач (350 000) и легкового автомобиля “особо малого класса” (100 000). Кто будет производить двигатели и коробки передач, чиновники не говорят. Ранее “АвтоВАЗ” объявлял о намерении разработать и поставить в производство новую гамму двигателей объемом 1,1–1,8 л. А единственные в России автоматические коробки передач для легковых автомобилей намерено производить в Калининграде ООО “Кате”. Его гендиректором был Максим Нагайцев, назначенный в январе вице-президентом по техническому развитию “АвтоВАЗа”.

Всем участникам этих проектов Роспром хочет предоставлять госгарантии по кредитам, субсидировать процентные ставки, а также компенсировать расходы на НИОКР, пояснил представитель Роспрома. Сколько может стоить бюджету поддержка автопрома, он не сказал. Аналитик ОФГ Елена Сахнова отмечает, что только на разработку трех новых платформ и двух семейств двигателей потребуется около $3 млрд и $2,3 млрд соответственно. “Хотя до 2010 г. сделать все это “АвтоВАЗ” не успеет”, – думает она.

Эти идеи могут быть включены в итоговый доклад президенту и правительству, говорят чиновники Минэкономразвития и Минпромэнерго. “У нас нет серьезных противоречий с Роспромом”, – утверждает сотрудник Минпромэнерго. Другой чиновник добавляет, что завод может получить деньги и из инвестфонда, “но только после того, как “АвтоВАЗ” представит бизнес-план и стратегию развития”.

Представители “АвтоВАЗа” и “Рособоронэкспорта” комментировать инициативу Роспрома отказались. А другие производители разочарованы. “Фактически Роспром готов поддерживать лишь проекты “АвтоВАЗа”, – сокрушается сотрудник российской автомобилестроительной компании. Даже новую малолитражку скорее всего будут собирать на “АвтоВАЗе”, а не на выпускающем “Оку” Серпуховском автозаводе (СеАЗ), тревожится президент компании “Автоком” (владелец СеАЗа) Вячеслав Малеев.