Не по-мужски


Когда в начале 1980-х Барбара Брэдли Бэкгард и Патрисия Миллер открыли компанию по производству цветастых женских сумок из хлопка, они не проводили исследования рынка, они даже не знали, где будут закупать материал. Объем их первоначальных вложений составил $250, а роль производственных помещений и офиса выполнял подвал дома Бэкгард в Форт-Вэйне, штат Индиана. “У нас появилась идея, и мы стали ее развивать”, – говорит Бэкгард, сопрезидент и движущая сила брэнда Vera Bradley. Мысль была проста: собираясь в поездку в Атланту, девушки обратили внимание на то, что никто не продает чемоданы и дорожные сумки веселых, женственных расцветок. Вернувшись, они решили восполнить пробел. А компанию, которая бы заполонила магазины Америки гендерно-корректными галантерейными товарами, назвали Vera Bradley, в честь бабушки одной из основательниц.

Начало бизнеса, разумеется, было сопряжено с определенными трудностями. Не только делового свойства (у подруг не было опыта работы с поставщиками и дистрибуторами), но и личного: пришлось запретить восьмерым детям Бэкгард подходить к телефону в рабочее время. Своих первых клиентов предпринимательницы нашли на торговой ярмарке Chicago Gift Show. Благодаря установленным связям продукция Vera Bradley попала в универмаги и дорогие бутики, а позже проторила дорогу к независимым магазинам.

Начинающие предпринимательницы, конечно, делали ошибки. Но у них хватало смекалки превращать их в преимущества. Когда один из сотрудников заказал несколько тысяч молний неправильного размера, они не устроили из этого скандал, а разработали под неправильные молнии новую модель.

Первых сотрудников набирали среди родственников и знакомых. “Нам нравится работать с симпатичными нам людьми”, – говорит Бэкгард. Теперь домашняя атмосфера распространилась на всю сеть сотрудников и магазинов, продающих товары Vera Bradley в США, Канаде, Японии, Англии и на Бермудах. Уже в 2005 г. доходы компании превысили $100 млн по сравнению с $93 млн в 2004-м и $69 млн в 2003 г. “Если бы с самого начала у нас было больше знаний, мы не зашли бы так далеко”, – говорит Бэкгард.

В компании, выпускающей товары для женщин, работают в основном женщины. Они составляют 70% от 180 сотрудников, трое из пяти топ-менеджеров тоже дамы. “В нашей компании думают не только о прибыли, но и о культуре и людях”, – говорит Бэкгард. “Неправильных” вообще стараются не нанимать – каждый кандидат беседует не только с потенциальным начальником, но и потенциальными коллегами и – в обязательном порядке – с одним из топ-менеджеров. А когда ваши сотрудники воспринимают ваше дело как свое собственное, их можно использовать как фокус-группы. В Vera Bradley работники опробуют экспериментальные модели на себе и только затем эти модели пускают в серию. Также в компании выяснили, что существует еще один, неожиданный способ наращивать обороты – не забывать о благотворительности. Компания жертвует средства на исследования в области рака груди, и для многих покупательниц важно, что они не только приобретают вещь, но и поддерживают общественно значимые проекты. (FT, 14.02.2006, Ирина Окунькова)