“Роснефть” сделала первый шаг к листингу


Этот шаг придает уверенности в том, что акции “Роснефти” попадут на биржу, говорит аналитик Газпромбанка Сергей Суверов. Он допускает, что “Роснефть” может не уложиться в объявленные сроки размещения (июль или октябрь), но верит, что оно состоится до конца года. “Роснефтегазу” и самой компании надо отдавать долги, да и конъюнктура на рынке пока хорошая, так что надо торопиться продавать акции”, – рассуждает эксперт.

Чиновники задумали продать часть акций “Роснефти”, чтобы компания и ее владелец – “Роснефтегаз” смогли расплатиться с долгами. Госкомпания в своей презентации рассказывала о планах разместить на Лондонской фондовой бирже (LSE) и российских биржах до 30% акций, выручив за них до $20 млрд. На прошлой неделе руководитель Росимущества Валерий Назаров добавил к планам компании еще и биржу в Токио.

Но неожиданная отставка главного финансиста “Роснефти” Сергея Алексеева породила у экспертов сомнения в том, что IPO “Роснефти” действительно будет. Состоявшаяся на прошлой неделе в Лондоне встреча президента “Роснефти” Сергея Богданчикова с инвесторами не до конца развеяла их сомнения.

Однако в пятницу госкомпания сообщила, что “в рамках подготовки к первичному публичному размещению акций на российском фондовом рынке” отправила в ФСФР проспект ценных бумаг. Его утвердил совет директоров на заочном заседании. В ФСФР от комментариев отказались. Несколько источников, знакомых с содержанием проспекта “Роснефти”, описывают его как сборник официальных материалов компании, в частности балансов, данных о членах совета директоров и правления. Чиновник, знакомый с содержанием проспекта, называет содержащуюся в нем информацию “скудной”. Это неудивительно, ведь проспекты составляются по требованиям ФСФР и, как правило, не содержат ни планов эмитента, ни описания его сделок, а только сведения, которые раскрываются в отчетности, говорит аналитик инвестбанка “Траст” Михаил Галкин.

Без проспекта ценных бумаг “Роснефти” не получить листинга, говорит аналитик “Тройки Диалог” Елена Красницкая: “Изначально у “Роснефти” был один акционер, а для таких компаний регистрация проспекта необязательна, но является необходимым условием для выхода на рынок”.

Но о дополнительной эмиссии акций “Роснефти” в проспекте не идет речи, уточнил сотрудник компании. О том же “Ведомостям” рассказали несколько источников, близких к ее совету директоров. Значит, в первую очередь будут размещаться бумаги, принадлежащие “Роснефтегазу”, делают вывод Суверов и аналитик “Атона” Стивен Дашевский. Чиновники и инвестбанкиры раньше рассказывали “Ведомостям”, что размещение “Роснефти” может пройти в два этапа – сначала продажа бумаг, принадлежащих “Роснефтегазу”, а после – акций допэмиссии.

А пока “Роснефть” не может привлечь средства от продажи акций, ей приходится занимать. Совет директоров в пятницу одобрил привлечение двух кредитов на $480 млн, сообщила “Роснефть”. $200 млн планируется занять у Внешторгбанка, $280 млн – у Сбербанка. Деньги “Роснефти” нужны на текущую деятельность. Недавно компания выиграла три лицензии в Красноярском крае и должна за них заплатить $190 млн, напоминает источник, знакомый с кредитными планами госкомпании. По его мнению, у компании вновь возникли кассовые разрывы. В конце прошлого года “Роснефть” заняла у западных банков $1 млрд на оплату новых приобретений и покрытие кассовых разрывов. Как правило, “Роснефть” кредитуется на Западе, недоумевает Галкин. На этот раз выбор российских банков оправдан, говорит источник, знакомый с планами “Роснефти”, – привлечь небольшие суммы в России проще и быстрее. В октябре 2005 г. госкомпания на два года заняла у некоего российского банка $50 млн, говорится в ее в отчете по US GAAP. Ставка по кредиту составила LIBOR + 1,65%. Галкин предполагает, что ставка по новым кредитам будет 6–6,5% годовых.