Судей – в чиновники


В распоряжении “Ведомостей” оказался текст законопроекта “О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ о правосудии и правоохранительной деятельности”, предлагающий широкий перечень мер антикоррупционного характера. Как сообщил источник в аппарате правительства, проект подготовлен Козаком по поручению Совбеза, но вноситься в Госдуму будет, скорее всего, от имени правительства. Одна из предлагаемых новаций: судьи и сотрудники правоохранительных органов должны перейти под юрисдикцию закона “О государственной гражданской службе”. Как поясняют авторы законопроекта, такая норма позволяет ввести контроль за неофициальными контактами служителей Фемиды и распространить на них практику декларирования доходов.

В законе “О статусе судей” должно появиться такое понятие, как “конфликт интересов” (ситуация, когда личная заинтересованность судьи может влиять на его объективность). Такие конфликты будут отслеживать специальные комиссии при квалификационных коллегиях судей. В судах введут журналы непроцессуальных обращений: судьи должны будут фиксировать попытки склонить их “к необъективному <...> исполнению служебных полномочий” – утаивание таких обращений может стать основанием для отставки судьи. Предлагается предельно упростить процесс привлечения служителей Фемиды к уголовной и административной ответственности. Для этого уже не потребуется согласия квалификационной коллегии – достаточно будет разрешения председателя суда. Отставкой грозит также неисполнение требований к служебному поведению, предусмотренных законом для госслужащих. Который предписывает “исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий”.

Председатель Совета судей Юрий Сидоренко говорит, что сейчас именно независимость в принятии решений отличает судью от чиновника: “У чиновника есть вышестоящее руководство, которое может давать ему указания по существу его работы. Судье никто не может давать указания по существу дела, которое он рассматривает”. Пока в судейском сообществе не склонны принимать законопроект всерьез. “Мало ли какие предложения гуляют по коридорам Белого дома, официально нам пока этот документ никто не присылал”, – отмечает Сидоренко. Вместе с председателем Верховного суда Вячеславом Лебедевым он оппонировал Козаку и во время судебной реформы 2001 г.

С похожими предложениями выступал председатель Высшего арбитражного суда (ВАС) Антон Иванов. Однако и в ВАС не согласны с планом Козака. Реализация этого законопроекта будет означать отмену существующего института независимости судей – при сохранении его формальных признаков, полагает Антон Иванов. “Это повлечет колоссальные международные риски, – предупреждает он. – Уже сейчас некоторые суды Западной Европы и США готовы принимать к рассмотрению споры российских организаций друг с другом – под флагом того, что у нас нет независимого правосудия. Пока это еще не вошло в привычку, но после отмены существующей системы гарантий независимости судей может привести к рассмотрению споров с участием российских юридических лиц в иностранных судах”. А это грозит России утратой значительной доли суверенитета.

В правительственных кругах идея пользуется популярностью: министр экономического развития Герман Греф на заседании совета по конкурентоспособности и развитию предпринимательства при правительстве выступил за превращение служителей Фемиды в “честных судебных чиновников”. По мнению директора группы “Меркатор” Дмитрия Орешкина, речь идет о процессе дальнейшего укрепления вертикали власти: самостоятельность судов и сегодня остается явлением чисто декларативного порядка. С ним соглашается депутат Госдумы Сергей Попов (“Яблоко”). Бороться с коррупцией, повышая зависимость судей от чиновников, бессмысленно, полагает он: “Она просто переместится в другое место – к тем, кто дает указания судьям”.