Банк с газом

Д.Гришкин

Последние месяцы акции “Газпрома” пользовались бешеной популярностью у инвесторов: с июля 2005 г. капитализация компании выросла в 2,74 раза. Как оказалось, привлекательность этих бумаг оценили не только частные инвесторы, но и Газпромбанк, который потихоньку увеличивал долю в газовой монополии. Как указано в материалах к совету директоров монополии, намеченному на 26 февраля, с июля прошлого года Газпромбанк увеличил свой пакет с 0,82% акций до 1,155%. Акции приобретались за счет собственных средств банка, указано в материалах, а целью скупки было “поддержание котировок акций “Газпрома” за счет проведения операций на биржевом и внебиржевом рынке. Сейчас 0,33% акций “Газпрома”, докупленных ее дочерним банком за полгода, стоят $640 млн. Вчера “Газпром” опубликовал обновленный список аффилированных лиц, из которого стало известно, что банк увеличил долю в акциях монополии до 1,6%, т. е. доля банка выросла на 0,78%. Текущая стоимость этого пакета – более $1,5 млрд.

Вчера представители Газпромбанка не смогли прокомментировать ситуацию, а эксперты усомнились в том, что банку под силу было толкать вверх котировки “Газпрома”. “Последние полгода эти бумаги росли так сильно, что в поддержке не было нужды”, – уверен аналитик “Брокеркредитсервиса” Максим Шеин. За последние полгода дневной оборот по акциям “Газпрома” на Фондовой бирже “Санкт-Петербург” не опускался ниже $70 млн, а, например, 12 января 2006 г. превысил $790 млн.

Пакет, принадлежащий Газпромбанку, “Газпром” считает “стратегическим”, а вот другие “дочки” вправе продать акции или наградить ими своих менеджеров. Восемь “дочек” (среди них “Межрегионгаз”, “Газпроминвестхолдинг”, “Сургутгазпром” и др.) делят между собой 0,129% акций. Именно их “Газпром” предлагает направить на опционы для работников “дочек” или продать как непрофильные активы. Половина всего пакета достанется менеджерам “Межрегионгаза”, владеющего 0,061% акций “Газпрома” (стоимость пакета исходя из вчерашних котировок – $96 млн). Выиграют “Сургутгазпром” (владеет 0,043% акций стоимостью $63 млн), “Таттрансгаз” (0,014% – $21 млн) и “Газпроминвестхолдинг” (0,007% – $10 млн). А вот на долю одного из трех основных добывающих предприятий “Газпрома” – “Надымгазпрома” – придется лишь $1,4 млн пропорционально его доле – 0,001% акций. “Межрегионгаз”, который получит половину суммы, возглавляет выходец из Петербурга Кирилл Селезнев, “Газпроминвестхолдинг” – Алишер Усманов, который входит в тридцатку самых богатых людей. В “Межрегионгазе” сообщили, что решать судьбу акций будут в “Газпроме”.

Сам “Газпром” в марте прошлого года предусмотрел на трехлетнюю опционную программу 70 топ-менеджерам головной компании и ее “дочек” всего 0,06% акций стоимостью на тот момент $41,2 млн. На опционы планировалось использовать акции, оставшиеся от сделки с “Роснефтегазом”. Эту программу так и не утвердил совет директоров. Старший партнер хедхантинговой компании Ward Howell International Юрий Барзов называет сумму, предложенную “Газпромом” на опционы “дочкам”, одной из самых высоких на российском рынке. “Большинство российских компаний, например РАО ЕЭС и АФК “Система”, начинали свои опционные программы с мотивационных программ для топ-менеджеров “дочек”, – отмечает Барзов. Хотя с точки зрения западных компаний она не кажется фантастической, отмечает он. Например, в конце 2004 г. у главы BP Джона Брауна был двухлетний опцион на выкуп 356 000 акций на $3,5 млн, а гендиректор Exxon Ли Рэймонд получил вознаграждение в $7,5 млн. Но если “Газпром” решил стимулировать своих менеджеров в регионах, то непонятно, почему он отдает преференции не основным добывающим “дочкам”, а трейдинговой структуре “Межрегионгазу”, недоумевает аналитик ИФК “Солид” Денис Борисов.