ВЕКТОР


Заправками закидаем!

Англо-голландский нефтяной гигант Royal Dutch/Shell в этом году намерен ввести в строй первую из трех запланированных в столичном регионе многотопливных АЗС (кроме дизтоплива и бензина они торгуют газом). Об этом “Интерфаксу” сообщил пресс-секретарь Shell Russia Максим Шуб. По его словам, у компании “конечная цель в перспективе – довести уровень нашего участия на топливном рынке московского региона до 10%, что составляет около 30 автозаправочных станций”. Три станции, как уже было сказано, Shell построит, а остальные собирается докупить и провести ребрэндинг.

Большая компания ставит себе большие задачи и, возможно, даже не осознает, насколько большие. Ведь если она действительно хочет 10% рынка, то тремя десятками АЗС тут не обойдешься. Только в Москве, не говоря об области, сейчас уже более 700 коммерческих заправок. Впрочем, и 70 станций скупить в Москве теоретически возможно – на долю мелких независимых фирм приходится более 200 АЗС. Но именно они являются предметом вожделения крупных нефтяных компаний, работающих на этом рынке. Поэтому, если Shell будет скупать розничные сети теми же темпами, что строит новые заправки, участки под которые выиграла на тендере еще в 2003 г., гиганту вряд ли что достанется. И еще одна проблема, с которой наверняка столкнется Shell. По отзывам самих участников рынка, большинство сделок купли-продажи АЗС у нас совершаются по непрозрачным схемам с использованием так называемых откатов и прочих прелестей дикого капитализма. Совместима ли репутация Shell с участием в таких сделках?

Внутренний враг

Агентство Standard & Poor’s сообщило, что может понизить рейтинг корпоративного управления “Вымпелкома”. Причиной тому в S&P называют усугубившийся конфликт между его крупнейшими акционерами – норвежской Telenor и российской Altimo. Их несогласие по поводу украинской экспансии “Вымпелкома” обернулось отсутствием у компании утвержденного бюджета на 2006 г., а попытки “Вымпелкома” примирить совладельцев пока безуспешны. В этой ситуации “мотивация менеджмента “Вымпелкома” работать на благо всех акционеров может снизиться”, опасается аналитик S&P Олег Швырков. “Сейчас рейтинг корпоративного управления “Вымпелкома” (7 по международной шкале) входит в разряд инвестиционных, но, если ситуация не улучшится, вероятно понижение до уровня “ниже инвестиционного”, – добавляет он.

Акционеры “Вымпелкома” конфликтуют уже год, но это не помешало акциям компании в 2005 г. подорожать почти на 30%. Даже если S&P снизит рейтинг корпоративного управления, это вряд ли уменьшит интерес инвесторов к “Вымпелкому”, благо его кредитные рейтинги остаются неизменными, отмечают аналитики инвестбанков. И тем не менее опасения S&P небезосновательны. До сих пор проблемы “Вымпелкома” аналитики связывали в основном с внешними причинами: в 2000 г. Госсвязьнадзор чуть было не отнял у компании часть московских частот, потом попытался вовсе запретить ей работать в Москве, в конце 2004 г. непомерные претензии на $157 млн оператору предъявили налоговики, а с 2005 г. компания безответно добивается от Госкомиссии по радиочастотам выделения спектра для работы на Дальнем Востоке. Почти во всех этих ситуациях акционеры вставали на сторону “Вымпелкома”. Но теперь у “Вымпелкома” проблема внутренняя – раздор между совладельцами. И эта проблема для компании может оказаться самой серьезной.