ЦИФРА НЕДЕЛИ: 4,2%. Полусухой закон


Российские заводы выпустили в январе 330 000 дал водки и ликероводочных изделий, что составляет 4,2% от уровня января прошлого года, сообщает нам Росстат. Что это? Последствия рекордного неурожая зерна и винограда, роковое стечение обстоятельств или просто ошибка статистики? Нет, это с 1 января вступил в силу новый закон о госрегулировании алкогольного рынка.

Первыми его действие почувствовали на себе отечественные заводы. С нового года они должны клеить на бутылки акцизные марки нового образца, а где их брать, неизвестно. Исследование вопроса показало, что марки у налоговиков есть, но получить их нельзя, потому что порядок выдачи не разработан. В результате за январь российские алкогольные заводы успешно произвели вынесенную в заголовок цифру недели.

Следующими забеспокоились импортеры: им тоже предписаны новые марки, которые тоже негде взять. В принципе без них можно законно обходиться до 31 марта, но магазины, изучив закон, говорят, что бутылки со старыми марками, пожалуй, перестанут брать уже сейчас, поскольку с 1 июля оборот такого спиртного становится незаконным, а продать его можно и не успеть.

Но этим дело не заканчивается. До 1 июля участники рынка должны получить новые лицензии, а для этого подключиться к так называемой ЕГАИС – Единой государственной автоматизированной информационной системе учета оборота алкогольной продукции (извините за длинную цитату). Эта ЕГАИС предполагает, что при производстве на каждую марку наносится подробнейшая информация о товаре и его производителе, которая аккумулируется в налоговой службе. Между тем пока даже чиновники признают, что не понимают, как ЕГАИС будет работать в масштабах страны, а производители уже жалуются, что закупленное ими для ЕГАИС оборудование и программное обеспечение дает сбои. Боюсь, после 1 июля не видать им лицензий.

Но это опять не все. Во исполнение все того же закона правительство приняло постановление, которым, в частности, запретило продажу алкогольных напитков, если на этикетке нет надписи, предупреждающей о вреде их употребления (сейчас такая надпись обычно находится на контрэтикетке). Теперь российские производители должны не только напечатать заново и переклеить все этикетки, но и перерегистрировать товарные знаки с соответствующей надписью. Что делать с иностранцами, вообще непонятно: Johnnie Walker вряд ли пойдет на такие уступки российскому правительству.

Чтобы картина российской алкогольной реформы стала полной, остается упомянуть две вещи. Благие намерения, которыми эта реформа, несомненно, продиктована. И отсутствие ощутимых для граждан последствий – водка-то пока не пропала из магазинов. Спасибо ей за это, особенно ввиду наступающих праздников.