Монгольский след


В феврале 2004 г. банк “Кредиттраст” открыл кредитную линию челябинской компании “Южуралзолото” с лимитом $5 млн и сроком погашения 31 декабря 2004 г.

Однако при проверке “Кредиттраста” выяснилось, что 2 мая того же года “Кредиттраст” заключил договор цессии с Банком Монголии, по которому требование по кредиту, выданному “Южуралзолоту”, перешло к Банку Монголии. Об этом говорится в иске, направленном в арбитражный суд Москвы конкурсным управляющим Валерием Тогулевым (копия искового заявления имеется в распоряжении “Ведомостей”). Кроме того, по словам Тогулева, Банк Монголии в конце декабря 2004 г. уступил права требования по кредиту “Южуралзолота” компании “Истерн Гейт Секьюритиз” без необходимого на то письменного согласия “Кредиттраста”.

В декабре прошлого года Тогулев через московский арбитраж потребовал признать недействительным договор с “Истерн Гейтом”. Судебные разбирательства о признании сделки недействительной еще не окончены.

“Южуралзолото” получало кредиты траншами, вспоминает начальник юридического управления компании Лариса Ивлева. “Последний транш поступил 17 мая 2004 г. Однако позже выяснилось, что уже 2 мая требование по кредиту было переуступлено Банку Монголии, а затем и вовсе перешло к “Истерн Гейт Секьюритиз”, – рассказывает Ивлева.

“Истерн Гейт”, по ее словам, через московский арбитражный суд потребовала погасить кредит. “Но в ноябре 2005 г. мы направили иск в арбитражный суд Челябинской области о признании договора с “Кредиттрастом” недействительным”, – рассказала Ивлева. Сейчас, по ее словам, проводится экспертиза кредитного договора, поскольку экземпляры “Южуралзолота” и “Кредиттраста” не совпадают.

Пока челябинский суд рассматривает иск “Южуралзолота”, московский арбитраж приостановил рассмотрение иска “Истерн Гейт”.

В “Истерн Гейт Секьюритиз” пояснили, что лишь представляют интересы Банка Монголии в России. От дальнейших комментариев в компании отказались, порекомендовав обратиться за ними непосредственно к Банку Монголии. Получить комментарии в Банке Монголии вчера не удалось.

О том, что в “Кредиттрасте” находился депозит Банка Монголии, банкиры говорили сразу после банкротства российской кредитной организации. Однако ранее Тогулев говорил, что ему об этом ничего не известно. “У “Кредиттраста” было соглашение с Банком Монголии о межбанковском сотрудничестве. Согласно ему российский банк привлек деньги из Монголии и обязан был в случае возникновения финансовых трудностей, если Банк Монголии потребует, вернуть их. Кредитор воспользовался этим положением договора, поэтому “Кредиттраст” и переуступил ему права требования к “Южуралзолоту”. А уже челябинская компания свои обязательства не исполнила”, – рассказывает источник, знакомый с ситуацией. Но Ивлева с таким утверждением не согласна.

“Запросив все необходимые документы у “Истерн Гейт Секьюритиз” и Банка Монголии, мы пришли к выводу, что “Истерн Гейт” не имеет прав требования по кредиту”, – уверяет Ивлева. И добавляет, что “Южуралзолото” готово вернуть средства, но тому, кто имеет право их требовать.