Быстрый Интернет победил


По оценкам ACM-Consulting, в конце 2005 г. Интернетом пользовались жители 1,3 млн московских квартир. Из них 600 000 было подключено к Сети при помощи dial-up, а 700 000 – при помощи широкополосного доступа. Еще год назад перевес был в пользу dial-up: по оценкам компании J’son & Partners, им пользовались 710 000 домохозяйств, в то время как широкополосным доступом – 390 000 квартир.

“Услуга широкополосного доступа начала становиться массовой с сентября 2004 г., когда “МТУ-Интел” предложил быстрый безлимитный доступ в Интернет всего за $24”, – вспоминает аналитик iKS-Consulting Татьяна Панкратова. До этого основными игроками на рынке широкополосного доступа были операторы локальных или домовых сетей. Чтобы получить быстрый доступ в Интернет, в квартиру надо было тянуть специальный кабель: стоимость подключения составляла несколько сотен долларов, а абонентская плата – около $50. “Мы были первым провайдером, предложившим частному пользователю недорогой широкополосный Интернет, после этого рынок стал постепенно выравниваться и снижать тарифы”, – говорит замгендиректора “МТУ-Интела” Сергей Плотников. Чтобы выдержать конкуренцию с “МТУ-Интелом”, операторы домовых сетей вынуждены были не только снизить абонплату и ввести безлимитные тарифы, но и перестать брать плату за подключение, отмечает аналитик ACM-Consulting Александр Шатиков.

“Популяризации широкополосного доступа помогает и то, что сейчас все больше домов охвачено кабельной инфраструктурой”, – считает гендиректор оператора широкополосного доступа “Консул” Виталий Гончаров. Так, компания “Корбина Телеком” в прошлом году объявила об амбициозном плане – в 2006 г. она собирается охватить своей оптоволоконной сетью практически все жилые дома Москвы (27 000). В результате к 2008 г. “Корбина” намерена подключить к своему широкополосному Интернету 500 000 абонентов.

Одновременно со снижением цен на широкополосный доступ растут запросы интернет-пользователей. “Сейчас люди скачивают гораздо большие объемы информации, чем раньше, поэтому и скорость dial-up доступа их уже не устраивает”, – замечает аналитик iKS-Consulting Татьяна Толмачева.

“Через несколько лет выход в Интернет через dial-up станет уделом нишевых пользователей, например тех, кто снимает квартиру и не хочет платить абонплату за доступ в Интернет”, – замечает Шатиков. “Такой способ подключения, конечно, останется, но им будут пользоваться разве что в аварийных ситуациях”, – согласен старший вице-президент “Корбины Телеком” Александр Малис. По данным Pyramid Research, в декабре 2004 г. проникновение широкополосного доступа составляло 8,7%, в сентябре 2005 г. эта цифра увеличилась до 18,2%, а к 2010 г. быстрым Интернетом будут пользоваться 56,2% столичных домохозяйств.

В регионах широкополосный доступ пока не особо популярен. По данным опроса Romir Monitoring, в Центральном федеральном округе в прошлом году широкополосный доступ по технологии ADSL использовали 39% интернет-пользователей, а в остальных регионах этот показатель составил только 3–10%. По данным Pyramid Research, на 30 сентября 2005 г. проникновение широкополосного доступа в России составляло 2,2%, в то время как в Венгрии этот показатель равен 10,3%, в Польше – 9,4%, а в Чехии – 7,5%. “Это связано с низким уровнем распространения компьютеров в регионах и, как следствие, – с невысоким уровнем проникновения услуг в сфере интернет-доступа”, – считает Плотников. А по мнению Шатикова, основным препятствием для распространения широкополосного доступа в регионах являются высокие цены на эту услугу.

Однако Малис считает, через год-два ситуация в регионах может измениться. “Сейчас ADSL начали всерьез заниматься межрегиональные компании “Связьинвеста”, так что, возможно, в будущем цены на широкополосный доступ в регионах снизятся до приемлемого уровня”, – добавляет Шатиков. По подсчетам Мининформсвязи, объем доходов от широкополосного доступа в Интернет в 2008 г. составит 26,5 млрд руб., тогда как доходы от dial-up – 14,1 млрд руб. Всего же к 2010 г., по прогнозам Pyramid Research, услуги широкополосного Интернета будут доступны 4,8% жителей российских домохозяйств.