“Роснефть” зовут в энергетику


ТЭЦ остро нуждается в инвестициях. Она была запущена в 1960 г. Сейчас износ основных фондов составляет 80%, а основные генерирующие мощности – турбины и генераторы – изношены на 100%, отмечается в документах РАО. Но у “Сахалинэнерго” нет таких средств, а закладывать затраты в тариф невозможно – он будет слишком высоким, поясняет представитель РАО ЕЭС. Он отказался уточнить, есть ли договоренности о сделке с “Роснефтью”. В нефтяной компании также не стали говорить на эту тему. “Наши дальнейшие действия будут зависеть от предложений структур РАО ЕЭС”, – лишь отметил представитель госкомпании.

Вопрос о допэмиссии Охинской ТЭЦ в пользу “Сахалинморнефтегаза” сегодня планирует рассмотреть совет директоров РАО ЕЭС. Допэмиссия планируется на 90% уставного капитала ТЭЦ, и “дочке” “Роснефти” предлагается выкупить бумаги станции за 935,9 млн руб. Ровно столько требуется для реконструкции ТЭЦ, говорится в материалах РАО ЕЭС (имеются в распоряжении “Ведомостей”). В этом случае доля “Сахалинэнерго” в ТЭЦ размоется до 5%, остальных акционеров – до 5,1%.

Привлечение инвестора через допэмиссию РАО считает логичным. В материалах отмечается, что “Сахалинморнефтегаз” и ТЭЦ тесно связаны друг с другом, ведь нефтяная компания является единственным поставщиком топлива (в основном попутного газа) на ТЭЦ и зависит от ее электроэнергии и тепла. Но сейчас “Сахалинморнефтегаз” владеет лишь 0,26% ТЭЦ и не станет вкладывать средства, не имея контроля над станцией, отмечает РАО. На работе энергосистемы потеря контроля “Сахалинэнерго” над ТЭЦ не отразится: она работает изолированно от энергосистемы острова, поясняет представитель РАО.

Если совет директоров РАО согласится с этой идеей, то уже в мае РАО планировало собрать акционеров ТЭЦ для утверждения эмиссии. Но миноритарным акционерам РАО не хочется терять контроль над ТЭЦ. В конце прошлой недели комитет по энергореформе при совете директоров РАО рекомендовал директорам не утверждать допэмиссию. Тогда ТЭЦ оценили слишком дешево – в 105,7 млн руб. (около $3 млн), хотя она стоит не меньше $10–15 млн, поясняет Александр Бранис из Prosperity Capital Management. Кроме того, он считает, что “размывание доли “Сахалинэнерго” в ТЭЦ гораздо хуже прямой продажи акций станции – ведь в таком случае ни “Сахалинэнерго”, ни его акционеры ничего не получат”. Член совета директоров РАО ЕЭС от миноритариев Сеппо Ремес соглашается с этим, но обещает воздержаться при голосовании. “Хоть продажа и была бы лучшим вариантом, в целом я за привлечение инвестора в эту ТЭЦ, ведь она находится в очень плохом состоянии, а инвестор не станет вкладывать деньги, не получив контроль”, – говорит он.

С конца прошлого года РАО ЕЭС лоббирует привлечение частных инвесторов именно через допэмиссии энергокомпаний. В частности, предлагается провести допэмиссию пятой и третьей оптовых генерирующих компаний и “Мосэнерго”. “Это та же продажа, – признает один из членов совета директоров РАО от государства. – Но она вызывает меньше раздражения у населения”.