Собрано по любви


Выставка из коллекции Валерия Дудакова и его жены Марины Кашуро получилась образцовая – каждая работа, показанная на ней, могла бы составить счастье самого взыскательного собирателя – все здесь не только ценно, но и выбрано с отличным художественным вкусом и тактом. Собрание, безусловно, музейного уровня, но и одновременно домашнее, в том смысле, что среди таких картин можно и хорошо жить – они не давят гениальностью авторов и не дают заподозрить владельца в непомерном тщеславии.

Дудаков когда-то работал художником, писал искусствоведческую диссертацию, но основное дело его жизни – коллекционирование. Он собирает произведения русских художников начала ХХ века и советских шестидесятников-нонконформистов вот уже три с половиной десятилетия. Дудаков пережил и советские времена, когда коллекционеры числились в спекулянтах, и перестроечные годы, когда их вдруг начали почитать за бескорыстных спасателей отечественного искусства, и отлично, кажется, чувствует себя в ситуации нынешнего антикварного бума – правда, удивляется фантастическим, на его взгляд, ценам на русское искусство. Сейчас Дудаков директорствует в галерее “Новый Эрмитаж”, председательствует в Клубе коллекционеров и считается одним из самых авторитетных экспертов на отечественном арт-рынке.

Экспозиция его коллекции в новом здании Музея личных коллекций выстроена изысканно и элегантно – ничего случайного и сомнительного, все подобрано со смыслом. На первом этаже – авангард и нонконформисты. Рядом с отличной композицией Любови Поповой и превосходным эскизом Казимира Малевича работы лидеров неофициального советского искусства – белый натюрморт Вейсберга (первая картина, купленная Дудаковым), “Чайник” Михаила Рогинского, “Натюрморт с картами” Немухина – смотрятся естественным продолжением поисков классиков. Нонконформистов и называют вторым авангардом, но часто это кажется лестью. Только не на этой выставке. И дело не в продолжении великой традиции русского беспредметного искусства – “Чайник” Рогинского предельно предметен, – а в унаследованной дерзости ставить перед собой новые художественные задачи. И в каждой показанной работе видно, что эти задачи ставились и решались. Дудаков начал собирать нонконформистов, когда они только начали входить в моду, был лично знаком с художниками, имел возможность выбирать и выбирал хорошо.

На третьем этаже музея – вторая (и, кажется, главная) собирательская страсть Дудакова. Он владеет одной из лучших в стране коллекций русских символистов. И здесь не только громкие имена – Врубель (выразительная голова Демона), Пиросмани (нежнейший “Агнец”), Шагал (скромный витебский пейзаж), Петров-Водкин (акварель), Борисов-Мусатов. Здесь показаны лучшие работы художников “Голубой розы” – Сапунова, Судейкина, Сарьяна, Уткина, Кузнецова, Крымова. И на этом этаже как раз видно, как художники, числящиеся во вторых рядах, побеждают великих. Правда, в границах одной коллекции.

Многие из показанных произведений кажутся хорошо знакомыми. Некоторые – авторские варианты тех, что хранятся в музеях, другие известны по выставкам. Дудаков не только исключительно разумно собирал свою коллекцию, но и вел себя стратегически правильно – много участвовал в выставках и сам их организовывал. В отличие от большинства частных коллекционеров, боящихся краж, он считал, что чем чаще картины публично засвечиваются, тем меньше шансов их потерять. Явно краденую работу легально не продашь.

Коллекционировать Валерий Дудаков начал в те времена, когда ни русскими художниками-символистами, ни советскими “леваками” музеи не интересовались, круг собирателей был тесен, а картины чаще обменивались, чем продавались. И как коллекционер он, конечно, чрезвычайно удачлив – нынешняя стоимость его собрания в разы больше вложенных в него средств. Но не деньги вкладывал в коллекцию Дудаков, а жизнь, чувства. И вот в этом, кажется, и есть главная его удача. Настоящие коллекционеры не знают скуки – страсть, азарт и риск всегда с ними.