ВЕКТОР


Медвежья услуга

Менее года назад казалось, что судьба российского автопрома решена. Приняв постановление о промышленной сборке автомобилей, чиновники сделали свой выбор в пользу сборочных производств иностранных концернов в России. Но в руки государства попал “АвтоВАЗ”, и глава Роспрома Борис Алешин тут же заявил, что отрасли необходимо около $5 млрд инвестиций. Взять их по замыслу чиновников можно напрямую из бюджета, в том числе и из инвестфонда. Алешин также нашел еще один способ помочь “АвтоВАЗу”. На этой неделе он предложил снизить возраст импортируемых машин, которые таможенники считают новыми, с трех лет до одного, чтобы “защитить внутренний рынок от импортной иностранной техники”. На самом деле эта мера даст противоположный эффект, объясняет один из чиновников. Дело в том, что сейчас растаможить машину возрастом от трех до семи лет в два-три раза дешевле, чем новую. К примеру, за новый автомобиль с двигателем 1,5–1,8 л придется заплатить пошлину в 25% от стоимости, но не менее 2,35 евро за “кубик”, а за такую же четырехлетнюю машину – 1 евро за “кубик”. Более эффективным вариантом убрать конкурентов “АвтоВАЗа” с российского рынка является повышение пошлин на иномарки. Но, учитывая желание России вступить в ВТО, чиновники вряд ли на это решатся.

Китай разворачивает трубу

Китай не теряет надежды получить нефтяную трубу из России. По сообщению агентства “Интерфакс-Китай” со ссылкой на источник в Китайской национальной нефтегазовой корпорации (CNPC), в марте во время визита Владимира Путина в КНР она рассчитывает подписать с “Транснефтью” документ о строительстве ответвления на Китай от нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО). Документ планируется подготовить на основе специального меморандума, который был подписан сторонами осенью прошлого года. По словам источника, в документе, содержание которого не разглашается, предусмотрен “комплекс мер, включая финансовые, которые CNPC и “Транснефть” должны принять в ближайшее время”.

Речь идет о том, чтобы, построив трубопровод от Тайшета до Сковородина, сделать ответвление до китайской границы протяженностью 70 км. По этой трубе в соседнюю страну будет поставляться 30 млн т нефти в год. А основной нефтепровод ВСТО будет продолжен до бухты Перевозная, и он рассчитан на 50 млн т в год.

В “Транснефти” говорят, что со строительством ответвления проблем нет – было бы политическое решение. От чиновников возражений тоже не слышно. Так что китайская мечта вполне реальна. И если она осуществится, то в эту страну нефть пойдет на несколько лет раньше, чем к Тихому океану. И нефть эта будет западносибирской. В Восточной Сибири ее пока не добывают, хотя именно под нее проектируется нефтепровод. Между тем многие эксперты вообще сомневаются, что этот регион сможет дать необходимые для загрузки ВСТО 80 млн т сырья (а ведь оно еще потребуется и для двух дальневосточных НПЗ). Согласно утвержденной правительством стратегии развития российского ТЭКа до 2020 г., к концу этого периода в Восточной Сибири будет добываться всего 60 млн т по умеренному варианту и 1 млн т – по критическому. Поэтому не исключено, что, построив трубу до Китая, правительство приостановит реализацию проекта до прояснения ситуации с ресурсной базой, а там, глядишь, и вовсе заморозит его.