ОРИЕНТИРЫ: Тихая гавань для бурной работы


Многие бывают не готовы. Сотрудники издательского дома Parlant, выпускающего стильный L’Officiel, страшно смущались, когда им надо было пригласить автора за гонораром в офис на Варшавское шоссе, в двух остановках от ст. м. “Тульская”. Мы сами, в Independent Media, тогда еще не имевшей приставки Sanoma Magazines, ужасно мучились, месяцами не видя любимых внештатников по той же причине: ул. Выборгская (из нашего теперешнего далека это еще виднее), конечно, ужас и конец географии.

А о чем-либо, хотя бы отдаленно напоминающем знаменитую лондонскую Флит-стрит, российским журналистам приходится только мечтать.

Времена, когда средства массовой информации “сидели”, за редким исключением, в пределах Садового кольца, минули, кажется, безвозвратно. Еще держатся на Пушкинской площади “Известия”, где на одного обозревателя приходится подчас до 40 кв. м драгоценной офисной площади; новый владелец, ориентированный на получение максимальной прибыли, еще не выселил “Афишу индастриз” из особняка в Большом Гнездниковском переулке; и издательский дом Conde Nast стоически оплачивает счета за верхние этажи мехового холодильника на Большой Дмитровке (специальное здание, куда горожане сдают на лето шубы, чтобы их не съела моль). Но это либо реликты, либо “сверхновые звезды”, так сказать, молочные зубы среди коронок. Впрочем, иногда в центре попадаются объекты и вовсе удивительные: редакции журналов “Знамя”, “Новый мир”, “Москва” загадочным образом, несмотря на все “падение интереса читателей к настоящей литературе”, не сдают позиций, окопавшись, соответственно, на Малой Бронной, в Малом Путинковском переулке и на Старом Арбате. Большой трагедией для всех стал переезд “Московских новостей” с Пушкинской площади на – боже мой! отчего так несправедлива судьба? – Загородное шоссе. Их здание было последним, где сохранялась не только буква, но и дух советской журналистики. Никогда не забуду, как обозреватель “МН” Наталья Краминова заваривала мне дефицитный перестроечный кофе в чашке кипятильником. А писатель, чудо-человек Александр Кабаков, с которым столько выпито в “Лакомке”! Ах!

“Ах” наступил, собственно, в силу вполне понятных финансовых соображений. Из двух очевидных путей бизнес-развития – увеличивать доходы или резать расходы – издатели самым обидным для нас, наемных работников, образом обычно выбирают последний. Меж тем из бесед с людьми, алчущими работы под моим началом, знаю: местоположение офиса для многих является фактором определяющим, по крайней мере при прочих равных. В тяжелых раздумьях выбирать между бизнес-ланчем в “Воге” и “Галерее”, “Аисте” и “Павильоне” – одно. Метаться, словно по квартире гостиничного типа, между “Крошкой-картошкой” и павильоном “Еда” – совсем другое. К несчастью, далеко не все работодатели понимают это в достаточной для скорейшего переезда в Центральный административный округ степени.

В Москве неоднократно предпринимались попытки объединить редакции печатных СМИ под одной крышей. Существовал абсолютно безалаберный Дом российской печати, в здание которого въехал потом Совет Федерации. Independent Media и “Проф-Медиа” вынашивали амбициозный план объединиться под одной крышей на территории издательского комплекса “Правда” в Бумажном проезде. Нет-нет да и возвращаются столичные власти к мысли построить в “Москва-Сити” медиабашню. Этот проект вызывает во мне смешанные чувства. С одной стороны, очень удобно заказывать статьи коллегам из других изданий, “халтурящим” в свободное от зарплатной работы время. Мгновенное распространение слухов опять же удобно. С другой – приди в голову новому ГКЧП одним выстрелом убить всех пишущих зайцев – и вот она, готовая возможность. Думается, не стоит специально провоцировать на это современную власть, кажется не до конца убедившуюся в прелестях свободы слова.

Меж тем в Германии, например, к проблеме размещения журналистов, рекламщиков и их присных относятся более внимательно, справедливо полагая, что медийный рынок переживает бум и этот бум продлится еще как минимум лет 10. И на нем надо зарабатывать. В прелестном городке Дюссельдорфе, никогда не подвергавшемся набегам социализма, частные инвесторы пару лет назад выстроили целую медиагавань Media-Hafen. На месте старых портовых доков, разрушенных бомбардировками Второй мировой, возвели город из стекла и бетона, где каждое здание – небольшой архитектурный шедевр (а некоторые дома – и большой, кстати говоря), и ждут, ждут, когда хлынет поток арендаторов.

Пример инвестиций: в строительство гостиницы Radisson SAS Media Harbour, открывшейся только что и как бы венчающей собой проект, вложено 220 млн евро. На эти деньги – в других городах, с другими целями, вне медийного “поля” – можно было выстроить три таких отеля. Но инвестор, пожилой господин в дорогом костюме, уверен: здесь, в медиагородке, деньги вернутся быстрее. Уверены в этом и все остальные: офисные здания еще пахнут краской и ламинатом, а 60% площадей уже сдано в аренду. Причем 70% съемщиков имеют непосредственное отношение к прессе: это редакции местных газет, журналов, дизайнерские бюро, рекламные агентства, “штабы” радиостанций и распространителей печати. Самый большой недостаток городка – но это только на мой взгляд – отсутствие японского ресторана. Однако в жилых домах для работников печати, которые представляют собой вторую очередь проекта, предусмотрено, кажется, все, ну разве что кроме черта в ступе. Тяжелый вопрос выбора места для бизнес-ланча решен.