Возрастные перемены


Первый антикварный салон насчитывал 18 участников, нынешний – 207. И вот уже два года директор компании “Экспо-Парк. Выставочные проекты” Василий Бычков жалуется, что список ожидания огромный и всех желающих показать себя ЦДХ вместить не может. Два этажа и антресоли уже забиты под завязку, холл оккупирован стендами специализированных изданий и информационных спонсоров.

Очередь, как известно, к хорошему не приводит. Например, Галерея Вобликова, представившая коллекцию старых голландцев и фламандцев за цену, близкую к разумной (маленький “Пейзаж с руинами” Руланта Саверея – за $150 000), попала на салон впервые – пробилась с трудом. Ее скромную экспозицию легко не заметить среди пышных и театрально обставленных – с тяжелыми канделябрами, дворцовой мебелью и живописными полотнами в богатых рамах – выступлений завсегдатаев. Еще один достойный новичок – московское представительство английской Ravenscourt Galleries с небольшой, но исключительно приятной коллекцией с работами Деррена, Вальта и Фриеза, предлагаемых за вполне понятные деньги (в пределах $100 000). Как всегда, на салоне можно увидеть и нечто изумляющее – перед небольшим “Маскарадом” Сомова надолго останавливались посетители, стараясь осмыслить надпись на этикетке: “Цена 122 500 000 рублей”.

Появление нового, и при этом серьезного, участника для салона редкость, появление новых и ценных произведений и предметов искусства – тем более. Эксперты давно сетуют, что нынешний повышенный спрос на антиквариат и старое искусство не только взвинчивает цены, но и опустошает рынок. Конечно, если вспоминать салоны, допустим, семилетней давности, то кажется, что музейного уровня вещей на них было куда больше, чем теперь. Но нельзя не заметить и изменений к лучшему. По-другому выглядит публика – в залах по-прежнему много мужчин очень крепкого телосложения, но не среди продавцов и покупателей, а в качестве охраны. Посетители вернисажа – это в основном обычные хорошо одетые люди.

Российский антикварный салон на 10-м году жизни смотрится куда респектабельнее и солиднее, чем при рождении. Организаторы стали заботливо расстилать в залах алые дорожки (говорят, красное возбуждает покупательский инстинкт) и ставить вазы с красивыми букетами. А участники начали отказываться от экспозиционного принципа “до кучи” и выставляют нынче произведения одного-двух авторов.

Галерея “Наши художники” на этот раз сделала акцент на приятной живописи Ольги Делла-Вос-Кардовской, “Улей” выдал новую порцию мало известных, но культурных и качественных работ художников парижской школы, а Галерея Шишкина ограничила себя несколькими работами Петра Кончаловского. Так что у начинающего, но взыскательного собирателя есть на чем остановиться, не испугавшись обилия предложений.

Но, как говорят галеристы, на антикварный салон за покупками приходят в основном не вдумчивые коллекционеры, а желающие приобрести для украшения дома картины, мебель, светильники, пресловутые канделябры, а также искатели редких и дорогих подарков, в том числе и к надвигающемуся женскому празднику. Для всех них по-прежнему антикварный салон представляет большой выбор “стульев из дворца”, редких ковров и современных копий редких ковров, ювелирных украшений, массивного столового серебра и хрупкого от прожитой жизни фарфора. А также много недорогих и странных предметов непонятного происхождения и сомнительной ценности – время, когда российский антикварный салон ни в какой своей части не будет похож на блошиный рынок, еще не настало.