Запасной путь РЖД


Грузовой парк РЖД – более 600 000 вагонов. У частных операторов, по разным оценкам, – 250 000–280 000 вагонов. Однако еще в прошлом году РЖД забила тревогу, что частники забирают у монополии самые высокодоходные перевозки – нефти и металлов. “И РЖД нашла лазейку в законодательстве, чтобы прижать частных операторов”, – говорит транспортник нефтяной компании.

Дело в следующем. С 2001 г. перемещение всех частных грузовых вагонов по стране регулируется по единым правилам, утвержденным Минтрансом. Как и автомобиль, каждый вагон после техосмотра получает свой номер. Его хозяин должен приписать его к определенной станции РЖД, а затем получить разрешение на его передвижение по конкретному маршруту. Правила были, но на них закрывали глаза, вспоминают сразу два транспортника. При этом на парк РЖД эти правила не распространяются.

РЖД решила воспользоваться ситуацией, чтобы ужесточить контроль за частными перевозками. В распоряжении “Ведомостей” оказались копии трех телеграмм и одного поручения от вице-президента РЖД Сергея Козырева, которые с начала февраля были разосланы во все региональные железные дороги – филиалы самой монополии (их достоверность подтвердил сам Козырев). Первая телеграмма нанесла удар по иностранным составам. С 15 февраля станциям было запрещено принимать иностранные вагоны без приписки к российской станции. Второй телеграммой Козырев призвал все станции требовать “обязательного экономического обоснования” для приписки всех частных вагонов. А также усилить контроль за “соответствием рода заявленного к перевозке груза”. А в третьей, разосланной 21 февраля, указал, что все распоряжения принимаются “в целях защиты экономических интересов РЖД и обеспечения недискриминационного участия грузовых вагонов в перевозочном процессе”.

Но это еще не все. В тот же день Козырев дал поручение начальникам департаментов РЖД приготовить поправки в правила курсирования грузовых вагонов. Цель, говорится в поручении, – “ограничение полигона курсирования” частных вагонов и “исключение отдельных родов грузов из заявок собственников”.

“Никаких дополнительных ограничений не вводится, – поясняет Козырев “Ведомостям”. – Просто всем перевозчикам пора выйти из тени, нужно добросовестно выполнять правила, придерживаться маршрутов и соблюдать Таможенный кодекс при ввозе иностранных вагонов”. Основных нарушителей он назвать отказался. А последнее поручение по ограничениям на маршруты объяснил тем, что такие поправки в правила требуются для безопасности движения. “Нам нужно право контролировать тех, кто захочет перевозить сжиженный газ в контейнерах или везти взрывоопасный груз через пассажирские станции”, – уверяет Козырев.

“Это просто издевка над нами”, – возмущается транспортник одной из нефтяных компаний. “Дискриминация чистой воды”, – согласен гендиректор “Суал-Транспорта” Борис Чертков. Дополнительные требования РЖД привели к тому, что сейчас на подъездах к станциям застряли около 5000 вагонов, станции не принимают их, жалуется глава “Балттранссервиса”, президент Ассоциации перевозчиков и операторов подвижного состава Владимир Прокофьев. Но главное – не пробки, а то, что владельцы грузов начинают отказываться от услуг частных операторов, убежден топ-менеджер металлургического холдинга. Он рассказал, что на днях один из заводов “Суала” решил перевезти алюминий на арендованных вагонах, но их оператор никак не мог получить всех разрешений от РЖД, и заказчик перегрузил алюминий на вагоны РЖД. То же самое и с цистернами, подтверждает транспортник нефтяной компании.

“РЖД явно использует административный ресурс, чтобы вернуть упущенное первенство и лучших клиентов”, – считает директор департамента ФБК Игорь Николаев. РЖД не имела права вводить дополнительные требования и ограничения, это прерогатива Федерального агентства железнодорожного транспорта и Минтранса, констатирует эксперт ФАС Михаил Козловский. Но в ФАС еще никто не жаловался, добавляет он.

РЖД – крупнейшая в мире транспортная компания. Создана в октябре 2003 г. на базе бывшего Министерства путей сообщения, 100% акций принадлежат государству. Выручка от основной деятельности за 2005 г. по РСБУ, по предварительным данным, составила 747 млрд руб., чистая прибыль – 11 млрд руб.