Звезда среди клонов


Многозначительно одинокий стул на абсолютно пустой сцене, выхваченный лучом света, с первой минуты ясно дает понять: простодушного народного фламенко не ждите. Теперь, когда любая программа претендует на стадионы, и фламенко вынуждено проститься с интимной атмосферой – тихим пением и танцем глаза в глаза, крошечными сценами и вплотную к ним сидящими зрителями. И ему понадобились миллионные светоустановки, массовки и наряды от кутюр.

Сара Барас, одна из самых молодых (по меркам фламенко – ей 34 года) звезд жанра, лучше своих старших коллег поняла требования времени. Тринадцать номеров своей новой полуторачасовой программы Sabores, уже прошедшей на ура в Париже и Лондоне (обязанности звезды и хореографа с ней делит приглашенный Хосе Серрано), Барас на живую нитку соединила в спектакль – по моде сегодняшнего дня. Ход незатейлив: зачином служит закулисная картинка (музыканты и танцовщики общаются, разогреваются перед началом представления, выбирают костюмы), которая перерастает в болеро. Сюжет спектакля – демонстрация многообразных форм фламенко. Болеро сменяется танго, сегирией, замброй, солеа, под звуки живого канте хондо шести музыкантов пять танцовщиц уступают место четырем танцовщикам, а вслед за ними на сцене в окружении еще двух мужчин появляется сама Сара Барас – невысокая женщина с крепкими ногами, мускулистыми руками и широкой спиной, чья стремительность и мягкость движений особенно впечатляют по контрасту с атлетичным телосложением.

Сара Барас воздействует на зал не нарядами, которые с удовольствием меняет при каждом выходе. И не виртуозностью – которая тоже вызывает восхищение. Дочь прославленной исполнительницы фламенко Кончи Барас (которой и посвящены Sabores), Сара унаследовала главную отличительную особенность великих испанских танцовщиков: она может просто остановиться в глубине сцены, скрестив над головой тяжелые руки крестьянки, – и этого будет достаточно, чтобы ощутить ее гипнотическое воздействие.

Впрочем, в блестящих соло Сары Барас мало того соленого пота и слез, которые считаются неотъемлемой частью танцев Андалузии. А ее шоу, рассчитанное на залы, подобные ангару Кремлевского дворца, призвано впечатлять беспрерывной массовой чечеткой, многократно усиленной микрофонами. Одиннадцать танцовщиков труппы исполняют ее виртуозно. Не обладая магнетизмом Сары Барас, они превращают свои номера в зрелище сногсшибательное, но с эффектом дежа вю. В те минуты, когда самой Барас нет на сцене, фламенко выглядит близнецом ирландского танца, а Sabores – очередным клоном шоу Riverdance.