ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: Россия и газовый ОПЕК


В последнее время поставки российского газа в Европу стали предметом острых дискуссий в экономических, политических и общественных кругах России, Восточной и Западной Европы. Являясь основным поставщиком природного газа в Европу, Россия имеет определенную рыночную власть на европейском рынке природного газа. Это связано с тем, что до сих пор не существует (в отличие от нефти) мирового рынка газа, что обусловлено весьма высокими издержками транспорта природного газа и их существенной зависимостью от дальности транспортировки. При этом поставщики и потребители оказываются довольно жестко связанными между собой. Поэтому цены природного газа определяются двусторонними контрактами между его поставщиками и потребителями, заключаемыми в значительной степени на основе мировых цен на нефть. Однако такая ситуация может существенно измениться в связи с бурным ростом объемов производства сжиженного природного газа – СПГ. За последние 15 лет производство СПГ росло в среднем на 6,6% в год (в сравнении с 2,2% роста добычи природного газа) и достигло в 2004 г. 178 млрд куб. м. В результате доля СПГ в общем объеме мирового экспорта природного газа составила в 2004 г. более 25%. Согласно прогнозам, к 2010 г. мощности по производству СПГ могут возрасти до 530 млрд куб. м. Быстро растет и число танкеров-метановозов, которых на конец 2004 г. насчитывалось около 170. Основными поставщиками СПГ являются страны Северной Африки, Ближнего Востока и Азиатско-Тихоокеанского региона. Хотя издержки производства СПГ все еще велики, в ряде случаев он успешно конкурирует с газом, транспортируемым по газопроводам. В частности, по данным British Petroleum, в 2004 г. цена СПГ в Японии составила $175 за 1000 куб. м (в том же году цена природного газа в Европейском союзе равнялась $155 за 1000 куб. м, а в США (Hub Henry) – $197). По некоторым оценкам, издержки поставки СПГ на Восточное побережье США (включая добычу газа) могут составить около $100 за 1000 куб. м. Одно из важных преимуществ СПГ (в сравнении с природным газом, транспортируемым по газопроводам) в том, что его транспортировка не связана с транзитом через территорию третьих стран, что, как демонстрирует практика последних лет, сопряжено с рядом экономических и политических проблем. В связи с тем, что СПГ может транспортироваться на любые расстояния и при этом отсутствуют жесткие связи между поставщиками и потребителями, широкое распространение СПГ и увеличение плотности газопроводов могут привести к образованию мирового рынка природного газа, что, несомненно, ослабит рыночную власть России на европейском рынке. Это обстоятельство необходимо учитывать при анализе эффективности строительства новых газопроводов из России в Европу. Формированию мирового рынка природного газа способствует процесс реформирования газовой отрасли в ряде промышленно развитых стран. Так, либерализация газовой отрасли в США, начавшаяся в 1978 г. после 40 лет довольно жесткого регулирования, фактически привела к образованию достаточно конкурентного внутреннего рынка природного газа. По этому же пути идет и Европейский союз. К этому следует добавить, что события последнего времени – ограничения поставок российского природного газа в Европу – несомненно, ускорят процесс либерализации газовой отрасли в ЕС и приведут к росту доли СПГ на европейском рынке природного газа. С другой стороны, перспектива формирования мирового рынка природного газа ставит для России важный вопрос о том, какой должна быть структура этого рынка. Учитывая, что на долю России приходится около 27% запасов и 22% добычи природного газа в мире, а вместе с ближневосточными странами эти доли составляют 67% и 32% соответственно, вполне реальными представляются перспективы создания газового картеля (наподобие ОПЕК, на долю которого приходится 74% мировых запасов нефти и 41% ее добычи). В отличие от ОПЕК, существование газового картеля без России едва ли возможно. Объективно роль России в газовом картеле может быть еще более существенной, чем роль Саудовской Аравии (на долю которой приходится 22% мировых запасов и 13% мировой добычи нефти) в ОПЕК. Понятно, что это достаточно отдаленная перспектива. Однако, принимая во внимание значительную инерционность газовой отрасли, а также соответствующие экономические и геополитические последствия создания газового ОПЕК, учитывать такую возможность при разработке долгосрочной стратегии развития российской газовой отрасли необходимо уже сегодня.

Не следует забывать и о реформировании российской газовой отрасли. Необходимо реализовать имеющиеся планы организации в течение переходного периода двухсекторного рынка природного газа в России, включающего регулируемый сектор, где газ распределяется, как и сегодня, в соответствии с лимитами по регулируемым тарифам, и свободный сектор, поставщиками на который будут помимо “Газпрома” независимые компании. Оценки показывают, что, если доля свободного сектора достаточно мала, цена газа на этом рынке не превысит регулируемый тариф. При этом в течение достаточно длительного периода не следует допускать иностранные компании на российский рынок природного газа.