РЖД не права


“Прошу вас <...> принять меры по исключению возможности нарушения норм международных договоров и законодательства РФ в дальнейшем” – с такой формулировкой глава Минтранса Игорь Левитин потребовал вчера от президента РЖД Владимира Якунина отменить все последние решения РЖД в отношении частных перевозчиков (копия письма имеется в распоряжении “Ведомостей”). Письмо касалось трех телеграмм за подписью вице-президента компании Сергея Козырева, которые с начала февраля получили все станции РЖД. Первой телеграммой Козырев потребовал не принимать иностранные вагоны без приписки к российской станции. Остальными обязал все станции пересмотреть уже существующую приписку для всех частных вагонов, их маршруты и указанные грузы.

В телеграммах Козырев указывал, что все решения принял “в целях защиты экономических интересов РЖД”. С такой же формулировкой отказывали транспортникам, которые спешно пытались выполнить новые требования монополии. Так, 20 февраля Дальневосточная транспортная группа (ДВТГ) пыталась приписать к станции Махачкала 416 арендованных в Эстонии цистерн. “Приписку <...> считаем экономически нецелесообразной. Северо-Кавказская ж/д обеспечит перевозку нефти вагонами парка РЖД”, – говорится в ответе на заявку ДВТГ от железной дороги (копия документа есть у “Ведомостей”).

Минтранс уличает РЖД в нарушении закона. Телеграммы РЖД “фактически парализовали” работу грузоотправителей, грузополучателей, контрагентов, заключается в письме Левитина Якунину. Все правила, касающиеся движения частных вагонов, устанавливаются Федеральным агентством железнодорожного транспорта и Минтрансом. Поэтому “телеграммы РЖД изданы с существенным превышением компетенции [компании] <...> находятся в прямом противоречии с задачами и целями структурной реформы”, пишет министр.

Точных данных о масштабе катастрофы нет. По данным пресс-службы Минтранса, филиалы РЖД отрезали доступ к сетке сразу нескольким десяткам тысяч частных вагонов. Козырев накануне называл “Ведомостям” другую цифру – не более 1500. Но председатель совета директоров ДВТГ Раиса Паршина уверяет, что одномоментно остановились более 21 000 вагонов. Еще два транспортника на условиях анонимности заявили, что “заблокированными” оказались около 25 000 частных грузовых вагонов.

В РЖД вчера от комментариев отказались, ссылаясь на то, что Якунин в командировке на Дальнем Востоке, а Козырев только сегодня все обсудит с Левитиным. До этого Козырев заявлял “Ведомостям”, что никаких норм своими телеграммами не нарушил, лишь поручил станциям выполнять существующие правила.

Требование Минтранса РЖД обязана исполнить, говорит один из транспортников. “Но вряд ли монополия так снимет все введенные ограничения, РЖД будет использовать административный ресурс и наверняка добьется сохранения хотя бы части ограничений для того, чтобы крупнейшие клиенты – перевозчики нефти и проч. – стали пользоваться парком РЖД”, – говорит собеседник “Ведомостей”. Так что участники рынка не ожидают, что вмешательство Минтранса сможет скоро решить их проблемы. “Сначала РЖД воспользуется тем, что грузы повезут в ее вагонах, – рассуждает топ-менеджер одного из операторов. – И только когда их не хватит – ведь у частников около 100 000 цистерн, а у РЖД вдвое меньше, причем свободных, в рабочем состоянии, не больше 3000 цистерн, – тогда все более или менее вернется в норму”. “Дискриминация будет всегда, пока вагоны РЖД не будут работать по тем же правилам, что и частные”, – уверен гендиректор эстонского перевозчика Spacecom Олег Осиновский.