“Транснефть” ищет $2 млрд


Проект Восточного нефтепровода обсуждается больше пяти лет, но “Транснефть” так и не начала стройку. Для этого ТЭО проекта должно пройти государственную экологическую экспертизу. В конце января экспертная группа написала отрицательное заключение на проект. В частности, эксперты указывали на близость трубы к Байкалу. По проекту на некоторых участках она проходит на расстоянии 700–800 м от озера. Но Ростехнадзор не утвердил отчет. Работа новой комиссии должна завершиться в марте.

Тем временем “Транснефть” начала искать деньги на строительство трубы. Компания сообщила банкам, что в апреле будет принимать заявки на организацию займа на $2 млрд, сообщило агентство Cbonds со ссылкой на издание EuroWeek. Средства планируется пустить на строительство Восточного нефтепровода.

Вице-президент “Транснефти” Сергей Григорьев подтвердил “Ведомостям”, что его компания ведет переговоры с европейскими и азиатскими банками о финансировании проекта, но подробности раскрывать отказался. Близкий к “Транснефти” источник раньше рассказывал “Ведомостям”, что потребность госкомпании в кредитах на финансирование строительства ВСТО в этом году составит порядка $2 млрд. Для привлечения этих средств, по его словам, “Транснефть” планировала “объявить тендер среди банков”.

Странно, что “Транснефть” пытается привлечь деньги на проект, который еще не прошел экологическую экспертизу, возмущается директор по природоохранной политике российского подразделения Всемирного фонда дикой природы Евгений Шварц. “До того момента, пока компания не представит маршрут, который будет соответствовать законодательству и требованиям экологической безопасности, мы будем вести переговоры с банками, чтобы они не финансировали проект”, – уверяет он. В конце прошлого года экологические организации, среди которых российские представительства “Гринписа”, Международного фонда защиты животных и др., уже рассылали по банкам доклад о негативных последствиях строительства трубопровода и рекомендовали им воздержаться от участия в проекте.

Впрочем, банкиров это не беспокоит. “Если проект пройдет экологическую экспертизу, то у банков не возникнет сомнений по его финансированию, а если нет – “Транснефть” не сможет начать строительство. Тогда и деньги ей будут не нужны”, – поясняет менеджер крупного западного банка. А желающих прокредитовать “Транснефть” можно ставить в очередь, добавляет банкир. Он, как и его коллега из другого крупного западного банка, признались, что с удовольствием поучаствовали бы в организации кредита для “Транснефти”. По мнению одного из собеседников “Ведомостей”, конкурентами западных банков станут китайские и японские. Запрос в японский банк Michinoku вчера остался без ответа, а в китайском банке “Элос” от комментариев отказались.

Аналитик инвестбанка “Траст” Михаил Галкин считает, что “Транснефть” в любом случае ничего не потеряет. Если проект строительства трубы не пройдет экспертизу, монополия откажется от привлечения кредита, поясняет эксперт. Зато если ТЭО проекта одобрят, компании не придется тратить время на поиск денег. Галкин уверен, что “Транснефти” удастся привлечь деньги на выгодных условиях – по ставке от LIBOR + 0,5% до LIBOR + 0,75% или под 5,5–6% годовых.