LSE пришла в Россию


Вчера ММВБ и LSE подписали соглашение о взаимодействии. Биржи будут разрабатывать маркетинговые материалы и проводить конференции по IPO в российских регионах. Одновременно ММВБ и LSE планируют организовать презентации российских компаний для международных инвесторов в Цюрихе, Париже и Лондоне. По словам директора по бизнесу с британскими и международными компаниями LSE Трэйси Пирс, первая цель совместной деятельности двух бирж – повысить уровень осведомленности российских эмитентов о процедуре и привлекательности проведения IPO, а вторая – сделать российские компании более привлекательными на западных рынках и открыть их международным инвесторам.

Биржи подписали соглашение через день, после того как стало известно о регистрации Минюстом постановления ФСФР, устанавливающего, что акции каждого выпуска, размещение которого предполагается за рубежом, одновременно должны быть размещены в России. Причем на иностранной площадке не может быть размещено более 70% выводимых на биржи акций. Но гендиректор “Фондовой биржи ММВБ” Алексей Рыбников уверяет, что эти два события не увязаны друг с другом. “Мы начали переговоры с LSE задолго до того, как ФСФР озвучила свои инициативы”, – говорит Рыбников. На его взгляд, кооперация российской и британской бирж вызвана естественным желанием эмитентов разместить свои акции в Лондоне, не упустив при этом деньги российских инвесторов. “На Западе гораздо шире круг инвесторов, но если среди владельцев акций есть российские игроки, то эти бумаги становятся более устойчивыми к переменчивой моде на развивающиеся рынки”, – поясняет Рыбников. Впрочем, он признает, что действия ФСФР “усилили решимость двух бирж наладить сотрудничество”.

Ограничивать присутствие в России сотрудничеством с ММВБ Лондонская биржа не собирается. По словам Пирс, соглашение с ММВБ не эксклюзивное. Старший менеджер LSE Джон Эдвардс сообщил агентству “Интерфакс”, что Лондонская биржа обсуждает возможное взаимодействие и с РТС. “Мы хорошо отдаем себе отчет, что крупные инвестиционные компании работают на обеих биржах, поэтому и необходимо наладить сотрудничество со всеми ими”, – заявил Эдвардс. Представитель РТС подтвердил “Ведомостям”, что предварительные переговоры с LSE действительно ведутся. “Сотрудничество в области маркетинга в первую очередь нужно LSE, – полагает сотрудник РТС. – Им нужно привлекать российские компании, и поэтому необходимо взаимодействовать с местными биржами”.

По мнению замруководителя ФСФР Владислава Стрельцова, активизация LSE в России отчасти вызвана действиями службы. “Упрощение процедур IPO в России и приведение правил размещения ценных бумаг в соответствие с международной практикой стимулируют выход все большего числа российских эмитентов на рынок, – полагает Стрельцов. – Это может усилить конкурентные преимущества отечественных биржевых и инвестиционных структур на растущем рынке российских IPO и подталкивает иностранных финансистов к более активному диалогу с их российскими коллегами”. “Со стороны LSE это умный маркетинговый ход, чтобы привлечь российские компании [на свою площадку]”, – говорит топ-менеджер западного инвестбанка, активно участвующего в организации IPO российских эмитентов в Лондоне.

Следующий этап в совместной деятельности ММВБ и LSE – это разработка механизмов проведения “двойного IPO”, рассказывает Рыбников: “Мы считаем, что должна быть единая книга заявок, но остается еще много вопросов, связанных с различием в законодательстве, регулировании и технологиях”. Один из вопросов, который стоит во взаимоотношении российских и западных площадок, – это именно проблема одновременного проведения IPO в двух совершенно разных юрисдикциях, признается представитель РТС. “Есть проблемы и с ценой размещения, которая должна быть единой, – добавляет он. – Что делать в случае, если в России за акции компании предложили в два раза меньше, чем в Лондоне? Если взять западную цену, то размещение не состоится, а если российскую, то пострадает эмитент”.