Нет приема


Описывать выставку особого смысла нет. Почерк героя узнаваем: кого бы ни ваял Церетели – русских князей и императоров, писателей и мореплавателей, архитекторов и святых, покойного папу Иоанна Павла II, здравствующего мэра Москвы с метлой, его жену Батурину, певца Кобзона с микрофоном в руках, Бродского, Ахматову, Суворова, Высоцкого, Шувалова, Пиросмани, – все его бронзовые истуканы похожи друг на друга, все сделаны легко и бессмысленно. Яркая пастозная живопись – цветы да портреты – также изготовлена поточным методом.

Выставка Церетели безбрежна, как художник и скульптор он феноменально плодовит и сам уже не в силах посчитать, сколько всего создал. Объявлено, что на нынешней выставке представлено более 2000 его произведений. Кажется, что еще больше, но считать – собьешься. Еще тысячи его работ остались в просторной Галерее Зураба Церетели, в руководимом скульптором Московском музее современного искусства, в его доме и в саду перед домом. И если учесть, что прилежащая к зданию Манежа площадь является творением того же автора, что поблизости высятся памятник Петру I и храм Христа Спасителя с барельефами Церетели, а в 20 минутах езды – мемориальный комплекс на Поклонной горе, также являющийся плодом его творческих дерзаний, то можно сказать, что современная Москва является грандиозным памятником творчества Зураба Константиновича.

За столицей тянется провинция. Эту выставку, задуманную к 70-летию Церетели, планировали открыть два года назад, но помешал пожар, уничтоживший самую почтенную и самую близкую к Кремлю экспозиционную площадку столицы. Поэтому, пока на месте исторического Манежа не вырос новый, юбилейная персоналка проехала по российским городам. На московском вернисаже, который почтила своим присутствием часть творческой и политической элиты страны, губернатор Рязанской области Георгий Шпак сообщил, что Церетели готов подарить столице руководимой им области памятник князю Олегу. О том, что памятники Церетели стоят еще на американской, французской, испанской и уругвайской земле (и все это подарки), тоже всем хорошо известно. И это, конечно, феноменально.

Нет больше в мире и не было в истории такого плодовитого и активного художника, нет и не было художника, против даров которого так яростно выступало бы население.

Но остановить Церетели невозможно. Сколько же о нем всего разного понаписано! Правда, все известные журналистские и критические приемы в его случае дают сбой. Пытались над Церетели смеяться (а многие его памятники действительно смешны), пытались серьезно разбирать его художественные просчеты (но кому это интересно?), пытались преувеличенно захваливать (скучно же все время ругаться), устраивали против установки его памятников политические акции – ничего не действует. Потому что Зураб Церетели – внехудожественное явление. С точки зрения искусства творчество его банально и неинтересно. Но при чем тут искусство?