Очередь за портом


О том, что Александр Денисов выставил на продажу контрольный пакет акций Таганрогского порта, “Ведомостям” рассказали член совета директоров ТМТП и источник в окружении предпринимателя. По словам одного из собеседников, предложение купить акции было сделано шести компаниям, в том числе Магнитогорскому, Новолипецкому меткомбинатам, Трубной металлургической компании (ТМК) и местной группе “Югтранзитсервис”, строящей в порту новый мазутный терминал. Денисов хочет за акции порта около $30 млн, рассказывает источник, осведомленный о ходе переговоров с претендентами.

ТМК владеет Таганрогским металлургическим заводом (“Тагмет”). Представитель ТМК Наталья Докучаева подтвердила “Ведомостям”, что “ТМК получала предложение о покупке пакета от акционеров Таганрогского порта и сейчас его рассматривает”. В Новолипецком меткомбинате от комментариев отказались, но близкий к НЛМК источник подтвердил, что “вопрос прорабатывался”. Интересовалась пакетом и Магнитка, но в серьезные переговоры не вступила “из-за объективных минусов актива”, рассказывает источник, близкий к ММК. То же самое сказал “Ведомостям” и гендиректор “Югтранзитсервиса” Кирилл Подольский: “Предложение было, но до серьезных переговоров не дошло”.

Источник, знакомый с ситуацией в порту, говорит, что дальше всех в переговорах с Денисовым продвинулась ТМК. Потому что заинтересована в нем больше ММК и НЛМК, которые уже владеют другими портами. Таганрогский порт – основная перевалочная база для “Тагмета”, поясняет собеседник “Ведомостей”. Не последнюю роль играет и то, что гендиректор ТМК Константин Семериков – бывший мэр Таганрога, выходец из “Тагмета” и прекрасно знает ситуацию в порту, добавляет он.

Представители “Каравай плюса” и порта от комментариев отказались.

С Денисовым связаться не удалось. С января предприниматель в международном розыске, его местонахождение неизвестно. В прошлом году у него начались проблемы с сахарным бизнесом “Каравай плюса”. В 2003 г. компания приобрела восемь сахарных заводов. Вскоре четыре из них продала. Но до продажи сотрудничала с французским трейдером Louis Dreyfus, который в прошлом году решил припомнить “Караваю” старые грехи и обвинил его в воровстве сахара-сырца. По заявлению Louis Dreyfus было возбуждено уголовное дело, Денисов и два топ-менеджера “Каравая” в декабре были привлечены к делу в качестве обвиняемых. Вскоре Денисов начал распродажу российских активов. В начале года выставил на продажу четыре сахарных завода, акции порта.

Главные российские порты уже поделены крупными металлургическими компаниями. Структуры НЛМК контролируют Морской порт Санкт-Петербург и Туапсинский порт, Магнитка – Владивостокский морской торговый порт. В прошлом году Магнитка заявила, что в ее стратегию входит покупка портовых мощностей на юге. Компания даже пошла на конкурс по приватизации небольшого зернового терминала в Ейском порту. Но аукцион в последний момент отменили. Таганрогский порт ей тоже вряд ли достанется, уверен аналитик “Центринвест груп” Михаил Ганелин. “Этот порт не стратегический, не глубоководный, с низкорентабельным бизнесом и проблемными собственниками, Магнитке, как и НЛМК, он не настолько нужен”, – полагает Ганелин. Но и ТМК, заинтересованная в покупке порта, $30 млн за его акции не выложит, поскольку реальная стоимость порта – не более $10 млн, считает Ганелин.