У госкомпаний и долги хороши


Возвращать под свой контроль стратегически значимые для экономики предприятия государство начало около двух лет назад. “Роснефть”, “Газпром”, Внешторгбанк (ВТБ), Газпромбанк и РАО ЕЭС помогли государству существенно расширить свое присутствие в экономике. За 2,5 года его доля только в капитале публичных компаний, по оценкам Альфа-банка, выросла с 20% до 30%. При этом рыночная стоимость госкомпаний увеличивалась опережающими темпами. Индекс РТС с лета 2003 г. вырос втрое, а “Газпром” подорожал в шесть раз. На “огосударствлении” экономики и ускоренном росте госкомпаний можно неплохо заработать, прикинули аналитики и стали рекомендовать клиентам вкладывать деньги в акции “госдочек”.

Но на этом инвестиционные идеи не закончились. Сыграть можно и на облигациях, считают аналитики. Контроль со стороны государства значительно снижает кредитные риски заемщика, указывает Егор Федоров из Банка Москвы. “Чем меньше риск, тем ниже доходность [его долгов]”, – добавляет Михаил Галкин из инвестбанка “Траст”. Правда, вкладывать деньги следует до прихода в компанию нового хозяина, уточняет он, пока изменения в структуре капитала не отразились на стоимости ее бумаг.

В привлекательности такой стратегии могли убедиться владельцы еврооблигаций Промстройбанка (ПСБ) и “Сибнефти”, доходности которых, после того как стало понятно, что долю в их капитале выкупят ВТБ и “Газпром”, упали на 0,1–1,2% годовых в зависимости от срока. Шанс повторить их успех может представиться и другим инвесторам. “Государство увеличивает свое присутствие [в экономике], и все, что оно подбирает, начинает блестеть”, – констатирует Галкин.

Один из главных претендентов на высокое покровительство – алмазодобывающая компания “Алроса”. Сейчас государству принадлежит 37% ее акций, но уже в этом году, по мнению аналитиков “Тройки Диалог”, федеральное правительство доведет свой пакет до контрольного, после чего доходность двух выпусков евробондов компании (последние рублевые облигации “Алроса” погасила в октябре 2005 г.) вплотную приблизится к доходности внешних займов “Газпрома”. Впрочем, большую часть этого сближения алмазные долги уже отыграли, отмечает аналитик “Тройки” Денис Агапонов, с начала года их доходность снизилась на 0,3–0,4% годовых до 5,5% и 6,4% годовых соответственно (см. таблицу). Подорожать могут разве что длинные бумаги с погашением в ноябре 2014 г., прикидывает Галкин.

“Попав под контроль “Рособоронэкспорта”, “АвтоВАЗ” может рассчитывать на щедрую финансовую поддержку со стороны властей, что хорошо сказалось бы на его кредитном профиле”, – рассуждает Агапонов. И хотя доходность кредитных нот завода, выпущенных в октябре 2005 г. и погашаемых в 2008 г., уже опустилась более чем на 1% годовых (с 8,5% годовых), потенциал снижения еще не исчерпан, считает аналитик “Атона” Алексей Ю.

Еще один грандиозный госпроект – Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК). Указ о ее создании на прошлой неделе подписал президент Владимир Путин. Костяком ОАК станут основные предприятия сектора – “Иркут” и “МиГ”. Сейчас их рублевые бумаги приносят инвесторам 8,75% и 10,75% годовых соответственно. “МиГ” всегда был под контролем государства, но с возросшим вниманием к военному авиастроению вероятность господдержки выросла, соглашается Галкин. Доходность его бумаг может снизиться до 9% годовых, прикидывает он, а “Иркута” – до 8,25% годовых. “Выстрелить” могут и другие займы, не исключают аналитики. Галкин, например, советует присмотреться к бумагам “Пермских моторов”, доставшимся ВТБ вместе с Гута-банком. Продавать завод ВТБ пока не собирается, указывает он, ссылаясь на заявления президента банка Андрея Костина, и доходность его рублевых бондов может снизиться на 1,1% годовых до 8,25% годовых. Привлекательными в “Трасте” находят и четыре выпуска Южной телекоммуникационной компании. Сейчас они приносят инвесторам 10–10,5% в год, но справедливый уровень доходности, по мнению Галкина, – не более 9% годовых. Аналитикам Банка Москвы нравятся бумаги “Камаза”, наиболее вероятного претендента на вхождение в объединенную автомобильную корпорацию.