УРОКИ ЭКОНОМИКИ: Централизация бездарности


50 лет назад Никита Хрущев прочитал секретный доклад, в котором разоблачил террор и культ личности Сталина и провозгласил новый путь для СССР. При этом главенствующая роль коммунистической партии сохранялась, но решения теперь уже должны были приниматься коллективно, на основе всестороннего анализа. Хрущев был не единственным социалистом-ревизионистом. Энтони Крослэнд, тоже 50 лет назад, опубликовал манифест британской лейбористской партии “Будущее социализма” – там отвергались классовая борьба и радикальное усиление роли государства в экономике, но приветствовалось социальное и экономическое планирование, основанное на комплексном анализе и коллективном принятии решений. Эти два человека провозгласили эру рационализма.

В начале своей партийной карьеры Хрущев курировал сельское хозяйство. Позже, уже первым секретарем, он посетил США, и поля отборной кукурузы на Среднем Западе произвели на него неизгладимое впечатление. Кукуруза, как он решил, была становым хребтом американской экономики, а в СССР могла стать импульсом для рывка вперед. Огромные площади были засеяны кукурузой. Но задумка не удалась.

Британский министр образования в 1960-х гг. Крослэнд был вдохновителем перехода к общеобразовательным средним школам, которые положили конец разделению учеников по способностям. Образование – ключ к экономическому и социальному прогрессу. А общеобразовательные школы, по мнению Крослэнда, должны были повсюду внедрить высокие образовательные стандарты. Но задумка не удалась.

И опыты Хрущева с кукурузой, и эксперименты Крослэнда с образованием не были глупы сами по себе. Ошибкой в обоих случаях был масштаб эксперимента и отсутствие адекватной обратной связи. Советским сельхозчиновникам, славшим победные реляции об успехах перехода на кукурузу, вторили британские чиновники от образования, расписывавшие в докладах правительству успехи общеобразовательной системы. Но аграрному сектору СССР был нанесен огромный ущерб, и последовавший за этим экономический спад, по сути, стал причиной смещения Хрущева в 1964 г. А растущий разрыв между самовосхвалением чиновников от образования и повседневным опытом родителей сделал реформу образования главной в повестке дня Британии.

Советское сельское хозяйство не очень похоже на британскую систему образования. Но причины проблем у них схожие.

Проблемы, подорвавшие репутацию Хрущева и советскую экономику, – метания из крайности в крайность. Централизованная система управления ведет к необъективной оценке результатов и нежеланию признавать неудачи. Но бытующая в некоторых головах вера в то, что централизованное управление позволяет добиться лучших результатов, живет, несмотря на крах центрального планирования в государственной и бизнес-сферах по всему миру.

В нестабильном динамичном мире многие решения оказываются неверными. Нужно не провидение гениального лидера, а небольшие экспериментальные проекты, позволяющие наметить путь к успеху или признать ошибки, избегая крупных потерь. Это и есть главное преимущество рынка. (FT, 28.02.2006, Антон Осипов)