Венесуэла закроет небо




Чавес известен своим жестким отношением к иностранным компаниям, работающим на территории его страны. Ранее его мишенью были нефтяники. В 2004 г. правительство Чавеса увеличило с 1% до 16,6% размер роялти для нефтяных компаний, добывающих сырье в районе нефтеносного пояса на берегах реки Ориноко, где добывается пятая часть всей нефти страны. А летом 2005 г. министерство по налогам заявило о намерении увеличить с 34% до 50% налог на прибыль компаний, работающих в этом районе, – ExxonMobil, Chevron, BP, ConocoPhillips, Total и Statoil. Осенью прошлого года Чавес обязал нефтяников создавать СП с венесуэльской государственной компанией Petroleos de Venezuela S.A., в котором госкомпании будет принадлежать от 60% до 80% в зависимости от объема инвестиций иностранной стороны.

На этот раз Уго Чавес добрался до авиаторов. На днях он объявил, что с 1 марта летать в Венесуэлу будет запрещено американским авиакомпаниям Continental Airlines и Delta Airlines. А для American Airlines будет ограничено количество полетов из страны. Авиакомпании придется отменить полеты из столицы Венесуэлы Каракаса в Сан-Хуан (Пуэрто-Рико), Даллас и Нью-Йорк, а также из другого крупного города Венесуэлы – Маракайбо в Майами (США). Правда, позавчера власти Венесуэлы перенесли начало действия запретов и ограничений на полеты американских авиаторов на 30 марта.

Как заявили в правительстве Венесуэлы, данные действия являются ответом на ограничения полетов на территорию США венесуэльских авиакомпаний Aeropostal, Santa Barbara и Conviasa. Еще 10 лет назад Федеральное управление гражданской авиации США пересмотрело программу безопасности полетов. Новым стандартам безопасности венесуэльские перевозчики не соответствовали. Например, Aeropostal и Santa Barbara позволено совершать только три полета в день из Каракаса в Майами и обратно. Столько же полетов после введения ограничений будет разрешено совершать American Airlines. “Десять лет мы вели переговоры с американскими властями, чтобы они позволили увеличить количество полетов для наших авиакомпаний, но тщетно”, – говорит президент Национального института гражданской авиации (INAC) Венесуэлы Франсиско Пас. В результате на маршрутах между странами стали доминировать авиакомпании из США. Действия правительства Венесуэлы связаны с тем, что оно хочет, чтобы у американских и венесуэльских авиаперевозчиков были одинаковые возможности для совершения полетов между странами, сказано в официальном заявлении INAC.

Действия Венесуэлы в отношении авиаперевозчиков возмутили американские власти. “Эти действия односторонние, произвольные и несправедливые”, – заявил представитель госдепартамента США. Неожиданностью решение правительства Чавеса стало и для авиакомпаний. Латинская Америка, где очень любят отдыхать американцы, в течение последних 10 лет была для них очень прибыльным направлением. Выручка Continental Airlines в этом регионе выросла с 2002 г. по 2004 г. на 8,3% до $1,1 млрд, выручка Delta за этот же период от операций в Латинской Америке выросла на 13% до $615 млн. Сейчас Delta Airlines, Continental Airlines и American Airlines ведут переговоры с властями Венесуэлы, пытаясь убедить их не вводить ограничения на полеты. (Использованы материалы WSJ и FT.)