Дешевые деньги заканчиваются


В конце 1980-х гг. на японском рынке акций и недвижимости надулся гигантский пузырь, а последовавший затем обвал на полтора десятилетия вверг экономику в депрессию. После ряда неудачных попыток оживить ее власти в 90-е гг. перешли к проведению ультрамягкой денежно-кредитной политики. Около семи лет назад Банк Японии опустил процентные ставки почти до нуля, а пять лет назад стал накачивать банковскую систему деньгами, чтобы стимулировать кредитование предприятий и потребителей. За счет массовой скупки долларов Банк Японии удерживал курс иены на низком уровне, увеличив таким образом валютные резервы на $230 млрд.

В начале десятилетия экономика почти не росла, но теперь демонстрирует видимое оживление. В 2003 г. ВВП вырос на 1,8%, в 2004 г. – на 2,3%, а в 2005 г. – на 2,8%, причем в IV квартале прошлого года рост составил 5,5% в годовом исчислении. Дефляция пока сохраняется, однако уже близка к нулю. “Постепенно складываются условия” для прекращения политики супердешевых денег, заявил на прошлой неделе председатель Банка Японии Тосихико Фукуи.

Мировые рынки за последние пять лет привыкли рассчитывать на Японию как на источник дешевых денег, говорит Билл Коли, управляющий директор американской Putnam Investments. Местные и международные инвесторы пользовались дешевыми японскими деньгами для инвестиций в инструменты в других странах. Как следует из недавнего исследования Banc of America Securities, доходность 10-летних казначейских облигаций США резко упала ниже показателя роста ВВП США (до 3,1–3,5%) в то же время, как Япония в 2003 г. существенно увеличила объем вливаний в свою банковскую систему. В том же 2003 году начался бурный рост на многих фондовых и товарно-сырьевых рынках, чему способствовал высокий уровень глобальной ликвидности. Учитывая все это, ужесточение денежной политики в Японии может стать “очень крупным событием”, считает Коли.

Поначалу Банк Японии может объявить о том, что прекращает вкачивать деньги в банковскую систему, считают экономисты. Повышение же процентных ставок начнется не раньше чем через несколько месяцев. “Дефляция еще окончательно не преодолена, к тому же Банк Японии будет действовать осторожно, чтобы не подорвать наметившейся рост экономики”, – говорит экономист инвестбанка “Траст” Евгений Надоршин.

Ужесточение денежной политики в Японии может привести к смене направлений мировых денежных потоков. “Японские инвесторы будут меньше склонны вкладывать деньги в американские активы, поскольку в результате повышения процентных ставок вырастет доходность местных инструментов и курс иены. Кроме того, инвесторы из других азиатских стран могут увеличить вложения в японские активы в ущерб американским”, – говорит Надоршин. Между тем США сильно зависят от иностранных инвестиций, которые помогают им финансировать дефицит счета текущих операций и бюджета. Рынок процентных фьючерсов показывает, что инвесторы ожидают повышения ставок в Японии до 1% к концу 2007 г. По оценке инвестбанка Goldman Sachs, такое повышение и вывод части денег с американского рынка капитала могут добавить к доходности 10-летних казначейских облигаций США 0,16 процентного пункта. Высокий уровень глобальной ликвидности в последние годы стимулирует и рост на развивающихся рынках. Но у российского рынка, говорит Надоршин, много и других поддерживающих факторов: дорогая нефть, высокая внутренняя ликвидность.

Ожидания ужесточения денежной политики в Японии уже отразились на валютном рынке. Курс иены вырос в феврале с 120 до 115 иен/$. Вчера за доллар давали 116 иен. По мнению аналитиков, Банк Японии может пойти на укрепление иены, тем более что в 2005 г. она упала по отношению к доллару на 13,2%. Если он это сделает, за ним могут последовать центробанки других азиатских стран; они не допускают существенного укрепления своих валют, чтобы поддержать собственных экспортеров, однако сильная валюта стимулирует внутренний спрос, что также важно для властей этих стран. По оценке Дженса Нордвига, валютного аналитика Goldman Sachs, валюты стран региона недооценены на 14–20%. С начала года корейская вона выросла уже на 3,8%, индонезийская рупия – на 7,1%, а тайский бат – на 4,8%. (Использованы материалы WSJ.)