Сенат в оппозиции


Совет Федерации может вернуть Госдуме на доработку принятые ею поправки в главу Налогового кодекса о едином сельхозналоге, рассказал “Ведомостям” зампред бюджетного комитета верхней палаты парламента Вячеслав Новиков. Прошедший Госдуму законопроект затрудняет применение закона добросовестными компаниями и открывает дыру, позволяющую легально уходить от налогов, считает он. Сначала сенат отложит рассмотрение закона на две недели, предполагает Новиков, а если за это время Минфин и депутаты не смогут убедить верхнюю палату в своей правоте, то отклонит закон, говорит Новиков.

Переписать действующий закон депутаты решили по просьбе президента Владимира Путина, чтобы продлить действие льготы по налогу на прибыль еще на год, объясняет руководитель думского налогового подкомитета Наталья Бурыкина. Заодно депутаты расширили список расходов, которые сельхозпредприятия вправе списывать на себестоимость, добавляет она. Например, траты на юридические услуги, сертификацию, приобретение молодняка скота.

Но результат их работы сенаторов разочаровал. Продлевая льготу и расширяя список расходов, депутаты задним числом лишают местные бюджеты доходов, возмущается руководитель комитета по местному самоуправлению Леонид Рокецкий (комитет написал отрицательное заключение). Он предлагает не голосовать за закон по крайней мере до тех пор, пока Минфин не представит расчет выпадающих доходов. Получить комментарии Минфина вчера не удалось.

А бюджетный комитет Совфеда больше всего возмутило, что депутаты разрешают сельхозкомпании уменьшать налог на величину расходов, оплаченных ею чужими векселями, не в момент погашения векселя, а в день передачи бумаги. При этом если сельхозкомпания расплачивается собственным векселем, то расходы учитываются в момент его оплаты живыми деньгами, а если чужим – то сразу же, недоумевает Новиков. “Векселя будут использоваться не как средство платежа, а как средство обращения и превратятся в суррогатные деньги, – рассуждает сенатор. – А это мы уже проходили в середине 1990-х гг., когда процветали многочисленные вексельные схемы”.

Еще сенаторы недовольны, что перечень сельхозпродукции не прописан в законе, а будет утверждаться правительством. “Это значит, что чиновники могут в любой момент изменить постановление, и тем, кто имел право на льготный режим, неожиданно придется платить налоги полностью”, – беспокоится член бюджетного комитета Татьяна Попова. Наконец, в законе сенаторы находят явные ляпы: депутаты хотели ускорить получение селянами преференций, но у них это не получилось, добавляет Попова. Вновь созданным компаниям Дума разрешает перейти на сельхозналог сразу же, если они в течение пяти дней после регистрации известят о своем желании налоговиков. Но другая норма этого же закона дает право на упрощенный режим, только если от реализации сельхозпродуктов компания получает 70% выручки, а поскольку у новорожденной компании выручки еще нет, она не может выполнить это условие, замечает Попова.

“Совет Федерации занимается ловлей блох, – убеждена Бурыкина. – Мы легко им объясним, что их претензии несостоятельны”.

Нынешний бунт сенаторов уже второй за последний месяц. В феврале они наложили вето на закон, устраняющий техническую ошибку, которая не позволяла экспортерам в новом году возмещать экспортный НДС. Правда, Дума вето преодолела. Сенаторы едва ли смогут серьезно противостоять Думе да и цели такой у них нет, считает Алексей Макаркин из Центра политических технологий. Но в верхней палате очень много статусных фигур, которые не хотят превращаться “в коллективный штамп”, объясняет он придирчивость сенаторов. Так, в сенатском бюджетном комитете трудятся два бывших заместителя министра финансов – Евгений Бушмин и Владимир Петров и бывший замминистра по налогам Александр Смирнов. “Они хотят влиять на бюджетный и налоговый процесс”, – заключает Макаркин.