В одни руки

С. Петров

Переговоры между “Уралсибом” и Инвестсбербанком пока на самом “начальном” уровне, хотя ведутся с конца прошлого года, рассказал “Ведомостям” совладелец одного из российских пароходств. Это подтвердил и источник, осведомленный о ходе этих переговоров. Такая продажа “обсуждается”, признает и топ-менеджер “Уралсиба”, но пока о деталях возможной сделки говорить рано, добавляет он.

Источник, знакомый с ходом переговоров, утверждает, что “Уралсиб” уже принял “политическое” решение уйти из Новороссийского порта. Более того, корпорация решила продать еще и акции четырех небольших компаний, которыми “Уралсиб” владеет наравне с Инвестсбербанком, – лесного терминала “Новорослесэкспорт”, Новороссийского морского рыбного порта, Новороссийского судоремонтного завода и сервисной компании порта “Флот НМТП” (владеет буксирами и иным оборудованием). Сумму сделки никто из собеседников назвать не смог. Стороны пока не согласовали окончательную цифру, уверен один из них. Аналитик “Центринвест групп” Михаил Ганелин полагает, что сумма может достичь $300 млн. Текущая капитализация НМТП – около $800 млн, а оставшиеся активы могут стоить от $10 млн до $30 млн, рассуждает аналитик.

Владельцы “Уралсиба” и Инвестсбербанка стали акционерами Новороссийского порта в начале 1990-х, но тогда у них были другие названия. “Уралсиб” получил свой пакет от ФК “Никойл”, которая начала скупку акций порта в 1993 г., а в 2004 г. корпорация приобрела “Уралсиб” и сменила вывеску. Точно так же акции порта оказались и у Инвестсбербанка: его в 2004 г. приобрел Русский генеральный банк (РГБ) и сам взял имя своего нового приобретения.

“Инвестсбербанк всегда хотел получить контроль над Новороссийским портом, – радуется за банкиров вице-президент “Промышленных инвесторов” Владимир Ашурков. – У них были нормальные отношения с “Уралсибом”, и, если их сделка состоится, сам банк вряд ли в ближайшее время расстанется с полученным пакетом”. Такого же мнения и топ-менеджер “Новошипа”: “Новороссийский порт – лакомый кусок, но РГБ всегда вел себя агрессивно, как его настоящий хозяин”. “Междоусобицы в портах уходят в прошлое, – констатирует Ганелин. – С этой сделкой в одни руки перейдет последний крупный порт страны”.

Новороссийский порт как раз мог служить примером акционерных междоусобиц. С 1996 г. шесть инвесторов совместно скупали акции порта – кроме РГБ в пул входили депутат Госдумы Сергей Шишкарев, его партнер по портовому бизнесу Михаил Башнин и бывший гендиректор порта Владимир Ковбасюк. К 1998 г. эта шестерка собрала около 28% акций НМТП, выкупив 18% у трудового коллектива и 10% у самого порта, вспоминает Шишкарев. И вот тогда в пуле начался разлад, каждый из партнеров захотел выделить свою долю. Пик конфликта пришелся на начало прошлого года. Шишкарев и Башнин объединили свои пакеты (получилось около 20%), а затем они объединились с “Альфа-Эко”, которая должна была выступить финансовым партнером в консолидации контрольного пакета, включая покупку госдоли. Но тут в игру вступил тандем “финансистов” – “Уралсиб” и Инвестсбербанк в мае добились отставки Ковбасюка в связи с возбужденным против него уголовным делом (ему инкриминировалось уклонение от уплаты налогов на 40 млн руб.). Шишкарев и Башнин встали на сторону отставника и даже попытались силой вернуть ему кресло руководителя. Однако противостояние длилось не больше недели: в итоге Инвестсбербанк выкупил акции мятежных миноритариев примерно за $90 млн, из которых $10 млн забрала “Альфа-Эко”, вспоминает близкий к сделке источник.