Актуальное мелкотемье


Выставку шорт-листа “Инновации” могут посетить все желающие увидеть, на что тратятся сравнительно небольшие, но все же бюджетные деньги. Премия учреждена Федеральным агентством по культуре и кинематографии РФ и ГЦСИ и имеет денежное выражение – по 250 000 руб. за лучшее произведение визуального искусства и лучший кураторский проект, 150 000 руб. получит победитель в номинации “Теория, критика, искусствознание”, 100 000 руб. дают за творческий вклад в развитие современного искусства. Приз спонсорам “за поддержку” денег не предусматривает.

Избранные экспертным советом “лучшие произведения” для того, кто следит за современным искусством, не новость. Видеофильм Ольги Чернышевой “Зона счастья” про часто грустные провинциальные развлечения на прогулочном теплоходе; огромные компьютерные изображения детей с оружием из проекта “Последнее восстание” группы АЕС+Ф; невинные абстрактные картинки Авдея Тер-Оганьяна с предупреждающими надписями, что эти произведения могут задеть религиозные и национальные чувства; розовые плюшевые зайцы, смотрящие фильм про себя и крутящие педали машины, вырабатывающей электричество для демонстрации этого кино (Ростан Тавасиев “Кино”); трогательная фотоистория Леонида Тишкова про человека, живущего в многоэтажке вместе с молодой луной, упавшей с небес, – все это не раз показывали на выставках.

Не все работы влезли в зал ГЦСИ – некоторые потеряли самые впечатляющие свои части. Инсталляция Александра Пономарева “Топология абсолютного нуля” лишилась огромного стола с сотней компасов, стрелки которых дружно поворачиваются вслед за кораблем на экране. Из огромной выставки Игоря Макаревича и Елены Елагиной в Третьяковке вошли только три работы. Но выставка все равно получилась сильная, хотя и тесная, все-таки собраны лучшие работы года.

Честно сказать, не так уж и интересно, кому именно вручат 30 марта премию. Потому что почти все номинированные произведения, при всей технической сложности и изощренности, в большинстве элементарны по метафорам и смыслу. И всем им не хватает остроты и серьезной социальности. А государственная премия в области современного искусства как раз должна поддерживать все некоммерческое, серьезное, не заискивающее перед зрителем. Но это уже претензия не к оргкомитету “Инновации”.

Самые важные темы нашей жизни – религиозный фундаментализм, терроризм, социальное напряжение, властные злоупотребления, националистические предрассудки – остаются за рамками актуального искусства, которое по определению должно ими заниматься.

Но художественная острота и провокативность вызывают неадекватную реакцию и судебные разбирательства. И для отечественного, как и для мирового contemporary art, остается только философствование, сентиментальная лирика и зубоскальство. Выйти из этого заколдованного, как кажется, круга можно только в том случае, если заниматься актуальным искусством очень серьезно. Не развлекать или раздражать, а потрясать зрителя. Ведь не сама тема оскорбляет чьи-то чувства, а безответственность и малохудожественность ее решения.