Без оглядки на конгресс


Вчера в Дели президент Буш и премьер-министр Индии Манмохан Сингх объявили о заключении договора о ядерном сотрудничестве, по которому Индия получает доступ к американским ядерным технологиям, возможность развивать ядерную энергетику и усилить свое геополитическое влияние. До сих пор Индия, ядерная держава, которая при этом не является участником Договора о нераспространении, всячески оберегала независимость своих разработок в этой области, а в 1998 г. неожиданно для всех провела первые успешные испытания собственного ядерного оружия. Тогда США выразили протест, но сейчас позиционируют крупнейшую в мире демократию в качестве одного из своих главных стратегических партнеров.

“Мы сделали исторический шаг”, – заявил вчера Манмохан Сингх. “Мы заключили исторический договор в области ядерной энергетики”, – подтвердил Буш. По условиям договоренности Индия согласилась пустить инспекторов МАГАТЭ “почти на все” свои ядерные объекты. Всего в этой стране 22 реактора, в том числе семь, строительство которых не завершено. Восемь реакторов будут закрыты для инспекторов, “поскольку они могут использоваться в военных целях”, рассказывает Бхарат Карнад, ведущий эксперт по проблемам национальной безопасности индийского Centre for Policy Research. Именно о допуске инспекторов к реакторам на быстрых нейтронах, где можно получать оружейный плутоний, и велись самые ожесточенные споры с противниками договора в индийском парламенте.

“Для Индии это беспрецедентный шаг”, – считает эксперт американского Council on Foreign Relations Чарльз Фергюсон. “В отношении этого договора существует две трудности – предупреждает Карнад. – США считают, что этот договор – только первый шаг, после которого Индия со временем пойдет и на другие уступки. Между тем Индия предупреждает, что новых уступок не будет. А кроме того, существует реальная опасность, что его не утвердит конгресс США”. С индийским экспертом согласна и Роуз Геттемюллер, директор Московского центра Карнеги и эксперт по проблемам нераспространения. “Договоренность знаменует собой колоссальные изменения в американо-индийских отношениях, – рассказывает она. – Но на данном этапе договор противоречит американскому Nuclear Non-Proliferation Act 1978 г., который был принят после того, как в 1974 г. Индию заподозрили в проведении ядерных испытаний”. Закон устанавливает жесткие ограничения на экспорт американских ядерных технологий в том числе и в Индию. Администрация считает, что случай с Индией – исключительный, продолжает Геттемюллер, но всякое исключение только ослабит международный договор о нераспространении ядерного оружия.

“Проблема распространения существует, – признает Буш. – Но конгресс должен понять, что в наших экономических интересах ослабить зависимость Индии от ископаемых источников энергии, чтобы снизить спрос на них на мировом рынке”. Однако президент не сказал и о весомом геополитическом факторе. “Некоторые сотрудники администрации полагают, что США должны укреплять связи с крупнейшей в мире демократией, чтобы противостоять Китаю”, – поясняет Фергюсон.