Иностранцы заработают больше


Подготовленный вместе с Центробанком проект постановления правительства об управлении средствами стабфонда Минфин внес в правительство в январе. Раньше, в сентябре 2004 г., правительство решило, что ЦБ будет по поручению Минфина конвертировать рублевые накопления фонда в иностранную валюту и покупать на них гособлигации 14 государств с высшим инвестиционным рейтингом. Но этот механизм не исключил “риска ареста активов Минфина по иску, например, фирмы Noga и кредиторов ЮКОСа”, признает министр финансов Алексей Кудрин в пояснительной записке к новому проекту постановления. Отвести угрозу Минфин и ЦБ решили через договор банковского счета, по которому ресурсы стабфонда перечисляются на счета ЦБ, становясь его собственностью, и вкладываются в согласованный с Минфином портфель бумаг. Арестовать эти активы претенденты на российское имущество не смогут, так как ЦБ не является государственным органом и не отвечает по обязательствам России, уверены авторы защитной схемы.

Однако аппарат правительства эта конструкция не устроила. Минфин не сделал расчетов последствий инвестирования, недоволен директор правительственного департамента экономики и финансов Антон Дроздов. Премьер Михаил Фрадков вернул проект постановления на доработку, поручив Минфину подумать о более доходных способах размещения денег.

Задумался и сам аппарат. Есть альтернативный порядок инвестирования денег, рассказал “Ведомостям” замруководителя аппарата Михаил Копейкин. Средства стабфонда можно разделить на две части: одна будет инвестирована в иностранные гособлигации, а вторая – в более доходные инструменты. Первой может управлять ЦБ, а второй – частная международная компания по договору доверительного управления. Премьер поручил аппарату действовать, и чиновники Белого дома готовят собственный вариант правил инвестирования, консультируясь со Всемирным банком и независимыми экспертами. Деньги стабфонда обесцениваются, объясняет Копейкин, а Минфин за два года ничего содержательного не предложил, вот и пришлось аппарату самому взяться за разработку документа.

Эти идеи противоречат Бюджетному кодексу, ведь он предписывает инвестировать стабфонд только в суверенные обязательства иностранных государств, подчеркивает руководитель департамента Минфина Дмитрий Панкин. Не допускает кодекс и передачу стабфонда частной управляющей компании. Удивлен и ЦБ. “Все зависит от рисков, которые Минфин готов брать на себя”, – размышляет первый зампред ЦБ Алексей Улюкаев. Если Минфин задаст желаемую доходность от инвестирования, ЦБ сформирует соответствующий инвестпортфель, говорит он. Улюкаев предлагает выделить из стабфонда (функция которого – страховать возможные потери бюджета из-за падения цен на нефть) фонд будущих поколений. Его можно инвестировать на более длительный срок и в более доходные активы, “ликвидность которых не столь важна с точки зрения покрытия финансовых разрывов при исполнении бюджета”, говорит Улюкаев.

ЦБ может менять структуру инвестпортфеля в зависимости от установленного Минфином ориентира, соглашается руководитель ФСФР Олег Вьюгин. И даже инвестируя стабфонд только в гособлигации, Минфин может рассчитывать на неплохой результат – ставка рефинансирования ФРС сейчас составляет 4,5% и все гособлигации дадут доходность выше 5%, подсчитывает Вьюгин. Но время терять нельзя, добавляет Вьюгин, считающий, что надо немедленно приступить к работе по предложенной Минфином схеме, а уже потом придумать, как повысить доходность.

Доходность Фонда будущих поколений Норвегии за 2005 г. составила 8%, а в среднем за последние девять лет – 6%. По данным инвестбанка “Траст”, примерно 60% денег фонда вложено в суверенные и корпоративные облигации, остальное – в акции компаний, при этом 93% купленных бумаг имеют высший инвестиционный рейтинг. В 2005 г. 74% средств фонда находилось под управлением Банка Норвегии, а 26% – в доверительном управлении компаний, список которых может меняться раз в год. Аналогичную норвежской доходность можно получить и инвестируя российский стабфонд, считает аналитик “Траста” Алексей Демкин. Но рискованная стратегия может привести государство и к убыткам – с Норвегией так было дважды. А если инвестирование российского стабфонда окажется убыточным в первые же годы, “идея будет дискредитирована”, добавляет он.