“Упустили полмиллиона”


Российский союз туриндустрии (РСТ) обнародовал исследования рынка въездного туризма (выведены на основе данных Росстата), результаты которых оказались для отрасли весьма плачевными – в страну приезжает все меньше иностранных туристов. “Темпы снижения въезда иностранцев в Россию удручают – в этом году мы упустили почти полмиллиона туристов”, – рассказывает Ирина Тюрина, пресс-секретарь РСТ. По ее словам, в 2004 г. туристический поток уменьшился на 9,2% (2,8 млн человек) по сравнению с 2003 г. (3,1 млн). А в 2005-м турпоток сократился еще на 16,6% (до 2,3 млн). “По экспертной оценке опрошенных нами туроператоров, специализирующихся на приеме иностранцев, спад въездного турпотока еще больше – до 25%, и это на самых популярных направлениях – Москва, Санкт-Петербург и Золотое кольцо”, – сетует представитель РСТ. Сильнее всего, на 28%, сократился турпоток из Китая, и туроператоры объясняют это упрощением визового режима для граждан Китая в европейских странах. К тому же цена авиаперелета из Китая до Москвы и до европейских столиц практически сравнялась. Туристов из Финляндии в прошлом году приехало на 27,7% меньше, из Канады – на 22,7%, из Франции – на 22,5%, из США – на 13,7%, из Германии – на 10,7%, из Японии – на 10,5%.

Сама Тюрина, основываясь на опросе 115 туркомпаний, назвала “Ведомостям” несколько основных причин падения турпотока из-за рубежа: рост цен на основные услуги для туристов-иностранцев, слабая реклама за рубежом туристических возможностей России и дефицит современных гостиниц туристического класса. При нынешних ценах и уровне туристической инфраструктуры иностранцам ездить к нам невыгодно, говорят участники туристического рынка. По словам генерального директора компании “Академсервис” Леонида Исаковича, за прошедшие 3–4 года самая популярная стандартная недельная турпоездка “Москва – Санкт-Петербург” (включая визовый сбор, двухместное размещение в гостинице “3–4 звезды”, питание, экскурсии, переезды и комиссию туроператоров) подорожала в 2,5–3 раза и сейчас обходится туристу в 1300–1400 евро. “На семью это уже 2600 евро. Очевидно, что на эти деньги можно улететь в любую точку земного шара”, – говорит он. Основными конкурентами России Исакович считает страны Восточной Европы (Венгрия и Чехия) и Китай, где аналогичные экскурсионные туры обходятся на 50% дешевле. Президент “КМП-Групп” Владимир Канторович видит главную проблему Москвы в нехватке отелей, к тому же цены на номера в прошлом году поднялись в среднем на 10%. В Петербурге, по его словам, гостиниц пока хватает и они практически не повысили цены. “Прогнозы на этот год неутешительны, уменьшение потока туристов продолжится”, – резюмирует Канторович. Единственное направление въездного туризма, популярность которого в прошлом году увеличилась, – это прием иностранных туристов на круизных лайнерах, говорит исполнительный директор петербургской туркомпании “Арктур Трэвел” Елена Мальчонок. Ее компания, которая специализируется на круизном туризме, приняла в 2005 г. на 17% больше человек, чем годом ранее. Преимущество круизного туризма в том, что он не зависит от цен на отели и наличия мест в гостиницах, отмечает Мальчонок, тем не менее в этом году такого существенного притока туристов уже не будет. По ее словам, саммит “большой восьмерки” (он пройдет в июне в Петербурге) создаст проблемы туркомпаниям в высокий сезон. “Подготовка к саммиту и сам саммит существенно осложнят нам работу с популярными у туристов объектами, – прогнозирует она. – Работать будет сложно, и без накладок обойтись не удастся. А это послужит Петербургу “антирекламой”.

Очевидно, что турфирмы не могут решить проблемы въездного туризма без поддержки государства, говорит руководитель московской турфирмы. “Просто необходимо упростить визовый режим, снизить стоимость виз и сроки их оформления”, – вторит его коллега. Руководитель Ростуризма Владимир Стржалковский в курсе этих проблем. “Мы стали тесно работать с МИДом по поводу снижения стоимости виз для иностранцев и уже нашли понимание в этом вопросе”, – сообщил он “Ведомостям”. А слабую зарубежную рекламу туристических возможностей нашей страны он объяснил административными перестановками и реорганизацией агентства в 2004 г.: тогда рекламная кампания была практически остановлена и возобновилась лишь в 2005 г. “К тому же в стране дефицит средств на продвижение отдыха в России”, – сетует Стржалковский. На рекламу туристических возможностей России в бюджете этого года предусмотрено всего 117 млн руб. “По-моему, этого недостаточно, чтобы страна была конкурентоспособной за рубежом, да и на внутреннем рынке тоже. Это в 2,5 раза меньше, чем у Болгарии, в пять раз меньше, чем выделяет Чехия, и в 20 раз меньше, чем у Польши”, – отметил глава Ростуризма.