Замена “АвтоВАЗу”


В конце августа 2005 г. “ИжАвто” приступил к лицензионной сборке автомобилей Kia Spectra (стоит от $11 500 до $14 500). В прошлом году было выпущено 3009 этих автомобилей, план на 2006 г. составляет 25 000 шт. Но этого группе “Сок”, контролирующей завод, оказалось мало. “Представители Kia уже заявляли о планах компании к 2008 г. ежегодно продавать в России до 100 000 автомобилей. На Ижевском автозаводе есть мощности и потенциал, чтобы их производить”, – говорит гендиректор “ИжАвто” Михаил Добындо. Поэтому “мы предложили корейской стороне интересный вариант сотрудничества, который предусматривает прекращение импорта в Россию автомобилей Kia корейской сборки и передачу производства всей модельной линейки Kia на “ИжАвто”, рассказал Добындо “Ведомостям”.

По такой схеме в России не работает ни один иностранный концерн, имеющий сборочное производство в России. “Это обычно делается только в таких странах, как Китай или Бразилия, где из-за высоких ввозных пошлин импорт автомобилей практически невозможен”, – отмечает генеральный менеджер по стратегическому маркетингу группы “Рольф” Валерий Тараканов. “У нас такой подход не практикуется”, – признает и PR-менеджер Ford Екатерина Кулиненко.

Но для “Сока” такое сотрудничество с Kia было бы выгодно и технически оно возможно, отмечает аналитик Deutsche UFG Елена Сахнова. Фактически в лице Kia “Сок” пытается найти замену партнерству с “АвтоВАЗом”, считает она. Ведь приход “Рособоронэкспорта” на “АвтоВАЗ” больно ударил по “Соку”. Выходцы из “Сока” потеряли менеджерские позиции на “АвтоВАЗе”, а компания “Соло” (входит в “Сок”) расторгла контракт с “АвтоВАЗом” на продажу комплектующих. В итоге, при том что мощности Ижевского завода рассчитаны на выпуск 220 000 машин в год, выпускать на них нечего. В 2005 г. “ИжАвто” прекратил производство устаревших автомобилей “Ода” и “Фабула”, а с этого года завод перестал делать и вазовские “шестерки”. Сборка “четверки” заводами “Сока” также под вопросом, полагает Сахнова.

В сеульском и московском офисах Kia от комментариев отказались. По данным одного из дистрибуторов Kia – компании Sokia, из 24 704 машин, проданных Kia в России в 2005 г., лишь 12 457 были импортированы. Из них наиболее популярными моделями были Kia Cerato (3642) и Kia Sorento (3084). Остальное пришлось на машины, собранные на “ИжАвто” и калининградском “Автоторе”. Но эксперты не верят в то, что Kia воспользуется предложением группы “Сок”. “Предлагать можно что угодно, другое дело – воспользуется ли этим предложением партнер”, – сомневается представитель “Автотора” Владимир Фошенко. Ведь, несмотря на то что по инициативе Kia на “Автоторе” было свернуто производство старых Kia Sportage и Kia Rio, завод продолжает сотрудничать с Kia (выпускает Magetis, Carnival и несколько грузовиков). “Я бы на месте Kia улыбнулся в ответ на такое предложение”, – соглашается независимый эксперт авторынка Сергей Алексейчук. “Kia вообще напрасно поручает продажу своих автомобилей российским компаниям – она сама должна заниматься дистрибуцией, а не давать на этом зарабатывать тем же “Соку” и “Автотору”, – отмечает он. А Тараканов называет еще одну причину не в пользу “ИжАвто”: Kia никогда не дает на сборку иностранным компаниям новые модели.